Top.Mail.Ru
Москва
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

«20 идей Давыдова»: как нейтрализовать пьяных водителей

Нетрезвое вождение – проблема, с которой пока что нашей стране справиться не удается. Количество дорожно-транспортных происшествий, случившихся по вине водителей, которые находились в состоянии алкогольного опьянения, в течение последних лет остается на прежнем уровне – и это несмотря на все принимаемые государством меры.

Это может означать лишь одно: существующих мер недостаточно. Дмитрий Давыдов, автор проекта «20 идей по развитию России», предлагает радикальное и действенное решение проблемы – обязательная установка в автомобили встроенных алкодетектеров. То есть специальных приборов, которые способны установить содержание алкоголя в крови водителя – и блокируют зажигание до тех пор, пока не будет установлено, что водитель трезв и способен вести машину.

Заокеанский опыт

Вождение в пьяном виде – проблема интернациональная: так, на сегодняшний день ее активно решают в США. Там с 2008 года разрабатывают технологию определения трезвости водителя. Предлагается использовать два метода. Первый: в элементы управления автомобилем – например, в кнопку запуска двигателя или в руль – встроены сенсоры, способные, пропуская через кончик пальца водителя инфракрасные лучи, установить уровень алкоголя в его крови; процедура быстрая и занимает доли секунды. Второй: в рулевую колонку, водительскую дверь или на панель приборов устанавливается датчик, определяющий уровень алкоголя в выдыхаемом водителем воздухе.

Тестирование уже показало, что подобные системы весьма эффективны. На рынке их еще нет – ведется доработка систем. Однако закон об их обязательной установке на новые автомобили в ноябре 2021 года уже принят Конгрессом США. Новый стандарт для производителей начнет действовать не раньше, чем через пять лет – но и не позже, чем через шесть лет.

А ну дыхни!

В 2018 году предложение встраивать алкозамки в автомобили, чьи владельцы уже были уличены в нетрезвом вождении, поступило от ГИБДД. Двумя годами позже представители Минпромторга предлагали устанавливать алкодетектеры на машины, сходящие с конвейера. А в 2021 году Минпромторг совместно с ГИБДД начал разрабатывать изменения в ПДД, согласно которым водитель, пойманный на пьяной езде, вносился бы в специальную базу – и был бы обязан устанавливать алкозамки на все свои автомобили. Замглавы Минпромторга Василий Шпак подчеркивал в беседе с журналистами, что алкодетекторы предполагается устанавливать отечественные, российского производства; что у этих устройств, как только они поступят на рынок, будет не только функция определения трезвости, но также и функция распознавания личности водителя. Это исключит вероятность того, что на трезвость будет проверен один человек, а поведет машину другой.

На данный момент выдвигаются лишь отдельные инициативы, не связанные в четкую систему. «20 идей» предлагают проработанные комплексные решения, не требующие, как в грустном анекдоте, «доработки напильником».

Превентивные меры

По мнению Дмитрия Давыдова, нет никакой нужды дожидаться, пока водитель попадется на пьяном вождении, чтобы установить на его автомобиль алкотестер. Гораздо разумнее просто не давать людям возможности совершать подобные ошибки (читайте – преступления). А для этого алкодетекторами должны быть оборудованы все автомобили без исключения.

Предложение Давыдова выглядит так: чтобы сократить (а в идеале – и вовсе свести к нулю) случаи пьяного вождения в России, необходимо довести до конца разработку технологий, позволяющих специальным встроенным в автомобиль приборам определять наличие алкоголя в крови у водителя и не допускать пьяных до вождения. А также издать закон, согласно которому постановка на учет автомобилей, не оснащенных алкодетекторами, в России будет запрещена. Закон должен начать действовать через шесть лет после его принятия.

Да, разработка и внедрение подобных технологий неизбежно потребуют определенных затрат. Однако это затраты более чем оправданы – благодаря им удастся спасти множество человеческих жизней, уберечь граждан страны от травматизма из-за пьяных ДТП. Дмитрий Давыдов надеется на то, что власти поддержат его инициативу на государственном уровне – и в итоге довольно скоро встроенные в автомобили алкозамки станут такой же неизбежной реальностью, как детские кресла или ремни безопасности.

Полная версия