Москва
5 июня ‘20
Пятница

7 самых интересных фактов об РЖД

Сегодня у РЖД юбилей – 10 лет компании. Она противоречива: перевозчика ругают, но ему есть чем гордиться. Протяженность путей – как две длины экватора, скорость грузовых поездов – медленнее велосипедной, перевозки падают, но вагоны – лучшие в СНГ.

Две длины экватора

Общая длина железнодорожных линий, принадлежащих РЖД –85,2 тыс. км. Если бы все имеющиеся рельсы РЖД выложить вдоль экватора, то хватило бы на два круга и еще немного осталось бы. Причем один из этих двух кругов был электрифицированным и по нему могли бы ходить электрички и электровозы. Второй круг – остался бы исключительно для тепловозов, коптящих небо из трубы. Протяженность электрифицированных линий– 42,9 тысяч км. В парке РЖД – 24 тысячи вагонов дальнего следования и 16 тысяч вагонов электричек.

Медленнее велосипеда

Средняя скорость – это как средняя температура по больнице. Есть поезда, которые идут быстро, есть поезда – медленные, которые стоят у каждого столба. Например, самый быстрый регулярный поезд из Петербурга в Москву идет, на сегодняшний день, 3 часа 50 минут, самый медленный – 9 часов 31 минуту. Главное, что есть выбор.

О средней скорости пассажирского поезда РЖД эксперты молчат, да и толку в ней – никакого, с таким разбросом. Однако интересно посмотреть на среднюю скорость товарняка. Она – медленнее велосипеда. По итогам 2012 года средняя скорость товарного поезда в России составила 9,1 километра в час. Надо ли говорить, что это в разы медленнее европейских показателей.

«Сапсан» – не такой уж быстрый!

Скоростные поезда – гордость РЖД. Их фотографии печатают на плакатах и в буклетах, на сайте компании повсюду висят баннеры с их рекламой. На сегодняшний день у РЖД пять поездов, которые называются скоростными. Два из них – «Сапсан» и «Невский экспресс» – курсируют между Москвой и Петербургом, между Москвой и Нижним Новгородом ходят «Сапсан», «Буревестник» (брат-близнец «Невского экспресса») и «Ласточка». А из Петербурга в Хельсинки ходит «Аллегро». Самые быстрые из них – «Сапсаны» и Allegro, они местами едут до 220 км/ч.

Надо сказать, что, хоть эти поезда и гордость РЖД, с точки зрения мировых скоростей, они выглядят неубедительно. Средняя скорость скоростных поездов в Китае, Японии и Южной Корее достигает 400 км/ч, для Европы этот показатель – 300 км/ч.

Запустив «Сапсан» и Allegro, РЖД не сильно увеличили свои максимальные скорости, оставшиеся с советских времен. Так ходившие ранее «Невский экспресс» и ЭР-200 вполне могли ехать по 200 км/ч.

Самое главное

Как-то один блогер-студент, который решил пойти поработать проводником, описывал инструктаж. «Что самое главное в работе проводника?» – спросил наставник. «Безопасность», – хором ответили юные проводники. «Неправильно, – сказал наставник. – Самое главное – это реализация чайной продукции». Но это из разряда баек. На самом деле, безопасность остается самым главным в транспортной индустрии и, надо сказать, что РЖД неплохо справляется с ее обеспечением.

За последнее время на РЖД не произошло ни одной крупной катастрофы с участием пассажирских поездов, если не брать в расчет катастрофу «Невского экспресса», когда поезд сошел с рельсов, и погибли 28 человек. Но в случае с «Невским экспрессом» все же был теракт.

Между тем, происшествия без жертв, все же иногда случаются. Так в этом году в Краснодарском крае с рельс сошли несколько вагонов пассажирского поезда. Никто не погиб.

Кстати, если с пассажирскими поездами все обходится, то про грузовые сказать того же нельзя. Новости о катастрофах «товарняков» приходят достаточно регулярно. К сожалению, в таких авариях, случается, гибнут машинисты.

Лотерея РЖД

Главная лотерея РЖД – это не та, которую продают проводники в вагонах. Главная лотерея – это какой вагон попадется пассажиру в поезде. Когда человек берет билет на незнакомый поезд, ему остается только гадать: будет это новый современный вагон с розетками в купе, кондиционером и биотуалетом или же ему достанется старый раздолбанный вагон середины прошлого века с деревянными окнами.

Панацеи нет никакой, кроме покупки в проверенные фирменные поезда. Когда человек берет билет в «Красную стрелу» или на «Сапсан», то может быть уверен в том, что вагон будет предсказуем. В остальном же…

Вообще, у РЖД есть пометки. Например, если в билете написан класс обслуживание 3Э, то должен быть плацкарт с кондиционером, а если 2Э – купе с кондиционером и едой. Однако даже тут написанному верить можно не всегда. Все лето РЖД торговало билетами в купейные вагоны класса 2Т, имея на сайте описание, что в таких вагонах есть кондиционер. По факту же, наличие кондиционер в вагонах 2Т было редкостью. Сейчас, правда, видимо к юбилею компании, они привели все эти расшифровки к нормальному состоянию и пока написанному можно верить.

Что же касается прочих разговоров об уровне комфорта в поездах РЖД, то, несмотря на наличие определенных правил, все зависит от поезда, проводника и филиала обслуживания вагонов. Практика показывает, что бригады Северо-Западного филиала, например, куда более аккуратны в обслуживании, чем бригады Северо-Кавказские. Впрочем, о комфорте – ниже.

Прорыв

Попробует обратить внимание и на положительные изменения. Сделать это не трудно. Поездите в поездах РЖД, а потом пересядьте в вагон украинского перевозчика. Или лучше молдавского. А еще лучше – таджикского.

Весной 2013 года глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко проехал в поезде Душанбе – Москва формирования Таджикских железных дорог. После этого он сказал, что этот поезд представляет угрозу национальной безопасности России из-за антисанитарии. А на форумах пишут, что проводники за взятки набирают в этот поезд больше пассажиров, чем предусмотрено мест. В плацкарте может ехать 80 человек, а в купе – 60.

В РЖД-шных поездах, даже с самыми плохими вагонами, такого все-таки нет. Есть установленные нормы обслуживания. Например, зимой вы можете требовать отопления, но при этом, если натопили хуже, чем в бане, то тоже можете жаловаться. Вам обязаны дать стакан, кипяток, налить чай. Вы можете требовать чистое белье. И так далее. Это все очень контрастирует с поездами СНГ. И, несмотря на то, что нашим вагонах далеко до идеала, порядок на определенном уровне в них все-таки присутствует.

Спрос падает

Только сегодня РЖД опубликовали очередные данные о падении объема перевозок в поездах дальнего следования. За девять месяцев 2013 года в поездах дальнего следования перевезено 86,3 млн пассажиров, что на 4,2% меньше, чем в прошлом году. Правда, растет число пассажиров в пригородных поездах. Но это за счет Москвы, наверное.

Не помогают преодолеть падение и значительные скидки, которые предлагают РЖД для купейных вагонов. Все эти скидки, как правило, действуют при заблаговременной покупке билетов. Большая часть пассажиров покупает билеты все же накануне отправления, а тарифная политика перевозчика направлена сейчас на то, чтобы в день отправления билет стоил максимально дорого (это не касается плацкарта, цены на который устанавливает государственная Федеральная служба по тарифам).

Таким образом, когда человек приходит в кассу и понимает, что не может уехать из-за высокой цены, он уходит к альтернативным перевозчикам – на автобусы и самолеты, а вагоны везут пустые дорогие места.

Еще одна причина падения перевозок – отмена большого количества поездов. РЖД говорят, что отменяет невыгодные поезда, а государство сокращает субсидии. Доотменялись до того, что остались регионы, куда вообще не добраться на поезде, либо время поездки выросло в разы.

С днем рождения!

Читайте нас в Дзене
Подписаться
Полная версия