Top.Mail.Ru
Москва
23 апреля ‘24
Вторник
Навигация

СК расследует избиение 50 осужденных из «колонии Ходорковского»

Следственный отдел СК РФ по Ингодинскому району Читы подтвердил забайкальским правозащитникам информацию о возбуждении уголовного дела по факту истязаний сотрудниками краевого УФСИН пятидесяти осужденных, которые оказались не причастны к поджогу краснокаменской исправительной колонии № 10, говорится в пресс-релизе правозащитников.

Уголовное дело возбуждено 10 мая по пункту «а» части 3 статьи 286 УК РФ в отношении неустановленных сотрудников по факту превышения должностных полномочий с применением насилия. Эту информацию предоставил по запросу правозащитников руководитель следственного отдела СК РФ по Ингодинскому району Читы Иван Черкашин.

По словам Черкашина, в ходе доследственной проверки, проведенной в ИК-5 Читы, установлено, что в эту колонию из краснокаменской «десятки» сразу после пожара перевели около 200 осужденных, из них 50 человек имели различные телесные повреждения. Для качественного расследования уголовного дела создана следственная группа под руководством опытного следователя Татьяны Горбачевой.

Как сообщал ранее Забайкальский правозащитный центр, 18 апреля в исправительную колонию № 5 из Краснокаменска поступили 193 «погорельца». Многие из них с трудом передвигались, хромали, на открытых участках их тел виднелись следы насилия. Выгрузка осужденных из автозаков проходила под громкую музыку из громкоговорителя, чтобы заглушить крики и стоны. Часть доставленных была одета не по сезону. К примеру, один заключенный был в телогрейке, сапогах и трусах. Всех «новоселов» поместили в ПФРСИ (помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора), а кто был сильно избит – тех определили в глухие камеры. Была названа фамилия наиболее пострадавшего – Александра Пузырева.

22 апреля правозащитникам вместе с родителями Александра Пузырева удалось настоять на его судебно-медицинском обследовании. В акте эксперт зафиксировал многочисленные телесные повреждения и указал, что они могли образоваться на теле от ударов резиновыми палками и металлическими прутьями. Сам Пузырев обвинил сотрудников ИК-10 еще и в открытом хищении его наручных часов.

Как утверждали избитые, физическое насилие к ним применили в отместку за то, что в ночь с 16 на 17 апреля группа заключенных подожгла часть зданий колонии № 10. По словам пострадавших, сразу после пожара всех осужденных согнали на плац, где около суток подвергали насилию и унижениям: заставляли неподвижно сидеть на корточках с заведенными за голову руками, ставили на колени, укладывали вниз лицом и ходили по телам, давали рвать овчаркам. Сильно избили осужденных, содержащихся в ШИЗО. Одного из них пришлось госпитализировать в больницу гор. Краснокаменска.

По версии осужденных, которая также требует тщательной проверки, пожар в ИК-10 стал спонтанным ответом на произвол администрации колонии. В этом учреждении продолжали действовать секции «по интересам», запрещенные ФСИН России еще два года назад. В них принуждала вступать многих осужденных. Кто отказывался, того переводили на несколько дней в отряд строгих условий содержания, где верховодили зеки, сотрудничающие с администрацией. В этом отряде на несогласных оказывалось давление. К примеру, перед заключенным на столе раскладывали режущий предмет и листок бумаги с ручкой. И предлагали выбрать: либо он «вскрывает» себе вены, либо «подписывает актив». Или другой способ: перед ним ставили бак с «парашей» и грозят окунуть его голову в бак, после чего он станет «отверженным».

– Факт возбуждения уголовного дела подтвердил нашу первоначальную информацию о массовом насилии в ИК-10. Но это не полная картина. Нам известно, что избитые осужденные сейчас содержатся не только в ИК-5, но и в других колониях края. Надеюсь, что следствие даст объективную правовую оценку и их показаниям, – считает директор Забайкальского правозащитного центра Виталий Черкасов.

Исправительная колония №10 в Краснокаменске сгорела в ночь на 18 апреля, жертв и пострадавших не было. Выгорели все жилые корпуса, ряд хозяйственных и административных зданий и помещений колонии. Уголовное дело было возбужденное по статье 212 УК РФ (организация и участие в массовых беспорядках).

В колонии в Краснокаменске отбывал заключение Михаил Ходорковский по первому уголовному делу.

Полная версия