Top.Mail.Ru
Москва
18 апреля ‘24
Четверг
Навигация

Минздрав предлагает изменить систему досрочного выхода на пенсию

В Минздравсоцразвития считают повышение пенсионного возраста в России не просто нецелесообразным, но и социально опасным предложением. Вместо этого ведомство предлагает реформировать систему льготного и досрочного выхода на пенсию.

Социально-демографических условий для повышения пенсионного возраста в России нет, такой шаг не сократит дефицит Пенсионного фонда, а приведет лишь к дополнительным расходам бюджета, считает статс-секретарь -- заместитель министра здравоохранения и социального развития Юрий Воронин.

Дискуссия о возможности повышения пенсионного возраста активизировалась после выступлений ряда высокопоставленных чиновников на Петербургском экономическом форуме. «Это (дефицит бюджета ПФР) неизбежно приведет к тому, что пенсионный возраст будет увеличен. Это даже трудно обсуждать. Когда мы это решим -- через год, через два, через пять, -- это не так важно сейчас, но это придется сделать», -- сказал на форуме вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин.

«Ни президентом, ни председателем правительства не давалось никаких указаний о проработке данной проблемы. Те обсуждения, которые сейчас ведутся, носят исключительно дискуссионно-полемический характер», -- заявил Воронин на конференции «Модернизация пенсионной системы России», отметив, что для России вопрос повышения пенсионного возраста не просто социально-демографический, а политический.

Дожить до пенсии

Он отметил, что в настоящее время в России средняя продолжительность жизни для мужчин составляет 61,8 года, для женщин -- 74,2 года. В странах ОЭСР эти показатели составляют 77 лет и 82 года соответственно. «Не может быть пенсионная система циничной, она не может опираться на то, что многие люди не доживают до назначения пенсии», -- сказал замминистра.

«Период дожития» (средний срок жизни после выхода на пенсию) в России составляет 11,7 года для мужчин и 16 лет для женщин, в то время как в странах ОЭСР это 17 лет для мужчин и 20 лет для женщин.

«Мы отстаем как по средней продолжительности жизни, так и по периоду жизни на пенсии. С точки зрения социально-демографической у нас не сформированы условия, которые бы давали основания поднимать вопрос о повышении пенсионного возраста», -- заявил Воронин.

Смысл затеи

Он отметил, что увеличение пенсионного возраста многими экспертам видится как панацея от дефицита пенсионной системы. Однако, по его данным, если бы Россия с 2012 года начала увеличивать пенсионный возраст до 65 лет для мужчин и женщин с шагом полгода за год, то экономия для Пенсионного фонда была бы только до 2020 года и в размере, не превышающем 100 млрд рублей в год, а с 2020 года дефицит пенсионной системы начал бы постепенно нарастать. В результате к 2030 году он составил бы 2,85 трлн рублей -- именно из-за повышения пенсионного возраста.

Кудрин говорит о дефиците Пенсионного фонда в 2010 году на уровне 1,3 трлн рублей, но если перевести абсолютные цифры в соотношение с ВВП, то показатели будут не такими пугающими -- всего 2,9%, отметил Воронин. Да и этот дефицит сложился вследствие того, что было принято решение отложить на год повышение ставки страхового взноса, пояснил он.

В 2011 году дефицит ПФР уменьшится до 891 млрд рублей -- 1,8% ВВП, после этого он будет неуклонного снижаться. «По прогнозам ПФР, до 2050 года дефицит пенсионной системы не будет превышать 1,25% ВВП. Это что -- угрожающая проблема для страны, чтобы так пугать общество и требовать немедленной перестройки пенсионной системы? Любая западная страна позавидовала бы такому дефициту. Это абсолютно нормальный дефицит», -- заявил Воронин.

Предложение Минздрава

Вместо повышения пенсионного возраста Воронин предлагает реформировать систему льготного, досрочного выхода на пенсию. По его данным, 31% тех, кто выходит на пенсию, выходит досрочно из-за опасных, вредных и тяжелых условий труда. Это огромные расходы для Пенсионного фонда. Все предложения, связанные с реформированием досрочного выхода на пенсию, сводятся к повышению тарифов для работодателей, которые имеют такие рабочие места.

«Мы, социальщики, не злыдни, нет у нас цели повышения тарифа до беспредельных размеров для достижения идеальных социальных индикаторов», -- сказал Воронин, отметив, что тариф должен быть таким, чтобы «не задавить» бизнес и при этом исполнять социальные обязательства. Минздравсоцразвития не хочет дальше повышать тариф.

Как альтернативный вариант министерство предлагает вывести этот риск в разряд самостоятельно страхуемых, не в рамках пенсионной системы, а в рамках страхования в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями (то есть в рамках страхования досрочной утраты трудоспособности).

Таким образом, льготное пенсионное страхование будет не априори, как это происходит сейчас, а с учетом утраты трудоспособности, на основании оценок, которые будет выносить медико-социальная экспертная комиссия.

Это даст серьезную оптимизацию расходов Пенсионного фонда, а также заставит работодателей сокращать рабочие места с вредными и опасными условиями работы. Кроме того, Воронин считает, что необходимо модернизировать накопительную часть пенсионной системы. Концепция такой модернизации уже разработана. Предполагается, что осенью она будет обсуждаться в Госдуме в первом чтении.

Воронин также назвал отрицательные эффекты, которыми чревато повышение пенсионного возраста, в частности это увеличение расходов бюджета по другим статьям. С увеличением пенсионного возраста придется наращивать расходы на содержание безработных лиц предпенсионного возраста, возрастет число получателей пенсий по инвалидности (многие из тех, кто рассчитывал выйти на пенсию в 55-60 лет, сумеют оформить себе инвалидность, если возраст выхода на пенсию будет увеличен). Может увеличиться молодежная безработица, поскольку ротация на рынке труда будет проходить медленнее, заключил Воронин.

Полная версия