Москва
28 апреля ‘24
Воскресенье

Штаб-квартиры: пять вершин Европы

Сегодня небоскреб – неотъемлемая часть «джентльменского набора» крупной корпорации. Он олицетворяет уверенность компании в завтрашнем дне, ее амбиции по завоеванию новых рынков, является символом мощи и процветания. Помимо символического значения, небоскребы имеют и практическую ценность – это выгодное вложение денег.

Лучшие образцы высотных зданий обладают еще и очевидной эстетической ценностью. Заботясь о своей репутации в отдаленной перспективе, крупные корпорации заказывают проекты своих штаб-квартир видным архитекторам. Норман Фостер, Заха Хадид, Кисе Курокава, Даниэль Либескинд, Эдриан Смит и многие другие «звезды» мировой архитектуры оставили свой след в небоскребостроительстве.

Все эти большие художники стараются перещеголять друг друга, от чего стоимость высотных зданий корпораций только растет. Но насколько совместимы архитектурные изыски и прагматичность, красота линий и функциональность зданий? «Компании всегда дают строгие указания насчет площадей, функциональности, причем, бюджет всегда ограничен, и полет фантазии архитектора должен умещаться в его рамках», - рассказывает член градостроительного совета Санкт-Петербурга, архитектор Владимир Григорьев.

Однако талантливый и профессиональный архитектор тем и отличается от посредственного, что для него красота и удобство – понятия неразделимые, уверен профессор МАРХИ Александр Шадрин. «Прочность, польза, красота» - это три составляющие, которым обязаны следовать все профессионалы», - добавляет архитектор Владимир Плоткин.

Пять архитекторов назвали для Infox.Ru штаб-квартиры крупных компаний, которые, по их мнению, обладают надежностью, функциональностью и архитектурными достоинствами. Специалисты оценили: насколько удачно они вписываются в городскую среду, добились ли архитекторы решения задач, поставленных заказчиками, и насколько современны технологии и материалы, использованные при их строительстве.

Mary Axe (Лондон, Великобритания) Выбор Михаила Хазанова (член правления Союза московских архитекторов)

Архитектор: Норман Фостер (Великобритания) Год постройки: 2004 Высота (крыша): 180 м Этажность: 40

Лондонский «огурец» не менее (а может, и более) известен, чем бренд одной из крупнейших перестраховочных компаний мира Swiss Re. Когда лондонцы узнали о том, что в 500 метрах от Тауэра будет возведен очередной архитектурный «изыск» Нормана Фостера, возмущению их не было предела.

Различные общественные организации не стеснялись в выражениях, чтобы не допустить покушения на святыни, ЮНЕСКО грозило отобрать у Тауэра и Вестминстера статус объектов всемирного наследия, но 40-этажный небоскреб был достроен.

Он сразу стал символом «обновленных традиций» британской столицы. Сегодня финансовые институты Великобритании являются одними из крупнейших заказчиков необычных офисных зданий. Современная архитектура Лондона – не только дань моде на все необычное, но и часть глобальной стратегии британской финансовой индустрии. «Великое переселение» банков и других финансовых организаций в британскую столицу доказывает, что за ней прочно закрепился статус финансовой столицы Европы. Сегодня Лондон – это город, в котором тесно переплелись традиции и инновационный подход к их сохранению и развитию.

По мнению Михаила Хазанова, 40-этажный «огурец» не оказал влияния на исторический центр города - ко времени его возведения столица Британии уже была застроена множеством небоскребов. «Для заказчика – компании Swiss Re – такая штаб-квартира была нужна не столько для создания удобного офиса, сколько для демонстрации своей технологической продвинутости, и эта цель была достигнута», - считает архитектор. «Здание полностью выполнено из экологичных материалов: бетон, сталь, стекло, - отмечает специалист. - Коммуникации и оформление офисов реализованы по последним стандартам «зеленых» технологий».

Commerzbank Tower (Франкфурт-на-Майне, ФРГ) Выбор Феликса Буянова (руководитель архитектурной мастерской Б-2, Санкт-Петербург)

Архитектор: Норман Фостер (Великобритания) Год постройки: 1997 Высота (крыша): 259 м Этажность: 56

История штаб-квартиры Commerzbank – это история зарождения новой философии строительства в Европе. Один из крупнейших банков Германии и Норман Фостер, проектировавший здание, приняли сразу несколько вызовов.

Во Франкфурте было построено самое высокое на тот момент здание в Европе. Рекорд высоты продержался до 2005 года, когда в Москве был введен в эксплуатацию «Триумф Палас» (264,5 м). Во время проектирования здания местная Партия зеленых, находящаяся у власти во Франкфурте вместе с социал-демократами, выдвинула главное условие для появления в историческом городе небоскреба – он должен быть экологичным.

Так башня стала первым в мире высотным зданием, построенным по «зеленым» технологиям. Для нее впервые спроектировали двойной фасад, который позволяет снизить расходование энергоресурсов на отопление и вентиляцию на 30% - сегодня эта технология широко применяется при строительстве небоскребов. Также на открытых площадках башни были разбиты «висячие сады». Здание спроектировали таким образом, чтобы оно было наполнено светом и воздухом. Оно стало первым небоскребом в Германии, в котором вместо бетона использовалась сталь. И это был еще один важный шаг в освоении новых технологий.

Накануне открытия Commerzbank Tower влиятельная Financial Times назвала башню «новым символом Франкфурта» - таким же, как Биг Бен в Лондоне и Эйфелева башня в Париже. И она действительно стала символом – как влиятельности и мощи немецких финансовых институтов, так и торжества технологии, которая способна не только уродовать окружающую среду, но и облагораживать ее.

«Франкфурт-на-Майне был серьезно разрушен во время войны, поэтому город достаточно спокойно принимает в свою ткань современную архитектуру, - рассуждает Феликс Буянов. - Но небоскреб Commerzbank явно выделяется. Это действительно красивое здание». Говоря о символической роли здания во внедрении экологичной архитектуры, эксперт отмечает: «В 90-е эта мода в Европе только зарождалась. Поэтому, когда банк заказал себе именно такую штаб-квартиру, он шел в русле современных тенденций, показывая, что готов к переменам и обновлению». Задачи, поставленные заказчиком, были выполнены на 100% - еще и потому, что в то время немецкое правительство активно поощряло налоговыми льготами застройщиков, применявших современные технологии при возведении небоскребов.

Torre Agbar (Барселона, Испания)Выбор Александра Шадрина (профессор Московского архитектурного института)

Архитектор: Жан Нувель (Франция) Год постройки: 2004 Высота (крыша): 144,4 м

144-метровый небоскреб явно превзошел по популярности компанию, штаб-квартира которой находится в его стенах. Башня, построенная по заказу барселонских коммунальщиков, вполне вероятно, выглядела иначе в представлении заказчиков. Немудрено, что, когда Жан Нувель впервые представил публике своей проект, удивлению и возмущению каталонцев не было предела – предложение архитектора представляло собой то ли авиабомбу, то ли нечто из области эротики. Впрочем, непечатные прозвища дают башне и сегодня.

Однако, когда небоскреб был открыт в присутствии королевской четы, настроение жителей Барселоны изменилось. Cлегка сумасшедший дизайн здания достаточно гармонично вписался в общий стиль города. Привлекательность и уникальность Барселоны, к которым приложили руку многие маститые мэтры архитектуры, в том и состоит, что город наполняют неординарные по своему внешнему виду здания. Нувель продолжил эту традицию, использовав новые технологии. Его творение – следующее звено в цепочке архитектурных изысков столицы Каталонии, символ преемственности.

Torre Agbar стала символом «прорастания» новой Барселоны. Это третье по высоте здание города. С одной стороны, в его образе отдана дань католическому укладу страны, с другой – оно возвышается над окружающими строениями. Башня, которая уже стала «любимицей» и горожан, и туристов (вокруг нее совершают даже вертолетные туры), появилась на свет благодаря инвестициям частной компании. И это тоже символично – новые образы исторических городов сегодня создаются благодаря сотрудничеству именитых художников и инвесторов.

«Если собор Sagrada Familia архитектора Гауди – это символ Барселоны начала ХХ века, то Torre Agbar – символ ХХI столетия, - говорит Александр Шадрин. – Нувель придал обычному офису символическое звучание». По мнению эксперта, башня абсолютно органично вписывается в городскую среду Барселоны.

Если снаружи Torre Agbar – продолжатель традиций каталонских зодчих, отмечает Шадрин, то внутри небоскреба применены самые современные технологические решения, позволяющие работать в комфортной среде. Не забыли архитекторы и об эстетике: днем тысячи окон под разными углами отражают солнечный свет, ночью фасад здания переливается разными цветами – об этом заботятся 4500 светодиодных устройств. Все это создает эффект перетекания воды, которая и является основным товаром компании-владельца небоскреба.

Штаб-квартира «Аэрофлота» (Москва) Выбор Владимира Плоткина (главный архитектор ТПО «Резерв», «Архитектор года-2010»)

Архитектор: Владимир Плоткин Год постройки: 2009 Высота (крыша): 40 м Этажность: 6

Шестиэтажный головной офис авиакомпании – это, конечно, не небоскреб. Скорее – «землескреб», своими очертаниями напоминающий сверху самолет. В наш рейтинг он попал благодаря своему виду – совершенно уникальному для российских реалий.

«Землескреб» авиаперевозчика построен в чистом поле - в прямом смысле этого слова. Штаб-квартира словно встречает гостей Москвы – она расположена на подъезде к аэропорту Шереметьево-2, и это первое приметное здание, которое видят прибывающие в столицу. Оно напоминает крыло парящего самолета.

«Поскольку здание расположено вне городской среды, мне показалось важным за счет вытянутых форм вписаться в линию горизонта», - говорит проектировщик штаб-квартиры Владимир Плоткин. - «Аэрофлот» поставил перед нашим бюро вполне конкретные задачи. И мы постарались их выполнить. Здание отражает воздушную тему - два параллельно стоящих стеклянных корпуса как бы парят над землей, и верхний объем значительно превышает фундамент здания, оно имеет сходство с логотипом компании, хотя это не было обязательным условием. Штаб-квартира дает ощущение надежности и серьезности компании».

Одна из задач, поставленная заказчиком перед архитекторами, заключалась в том, чтобы построить удобный, функциональный, но при этом необычный офис. «Образ получился весьма запоминающийся, а что касается удобства, то заказчики пока не жаловались», - отмечает Плоткин.

Кроме этого, «Аэрофлот» обязательно хотел включить в состав комплекса центр управления полетами. С этой задачей проектировщики также справились. «Внутри масса автоматики, сложнейшая электроника», - рассказывает эксперт. Что касается современных технологий, внешнее остекление «землескреба» - термозащитное, что позволяет хорошо экономить на его отоплении и кондиционировании.

Общественно-деловой комплекс «Лахта центр» (Санкт-Петербург) Выбор Владимира Григорьева (руководитель проектного бюро «Игл Груп Санкт-Петербург», член градостроительного совета Санкт-Петербурга)

Архитектор: RMJM (Великобритания) Год постройки (проект): 2018 Высота (проект): 470 м Этажность (проект): 80

Штаб-квартира «Газпром нефти» в Приморском районе Санкт-Петербурга еще не построена. Но проект уже имеет большую общественную историю. Задуманный в 2006 году, общественно-деловой центр должен был расположиться в устье реки Охта, вблизи от исторического центра Санкт-Петербурга. Тогда проект назывался «Охта центр».

Общественная дискуссия привела к тому, что в конце 2010 года проект решено было перенести. Новое место для комплекса было выбрано на другом конце города, в 9 км от исторического центра Петербурга. «Лахта центр» должен стать пилотным общественно-деловым кластером, который, по замыслу проектировщиков, должен дать импульс развитию северной столицы. В состав комплекса общей площадью 330 000 кв. м, помимо офисов, должны войти общественные, спортивные и сервисные здания. Проектировщиком выступило британское архитектурное бюро RMJM. Для реализации проекта инвесторы предполагают привлечь российского подрядчика.

Создание новой транспортной инфраструктуры, появление современных зданий и новой высотной доминанты, которая привлечет туристов (в основном здании комплекса планируется открыть смотровую площадку) позволяют говорить о масштабности проекта. «Лахта центр» должен стать первым в России примером удачного сочетания деловых и общественных функций в одном комплексе, «пилотным» проектом конструктивного взаимодействия властей исторических городов и крупных инвесторов.

«Это, безусловно, имиджевый проект, - уверен архитектор Владимир Григорьев. - Причем, «Газпром» с его помощью улучшит не только свой имидж, но еще и поднимет престиж города, и даже страны». По его словам, до сих пор наша страна считается не самой передовой в области высоких технологий - в том числе, строительных. «При этом, - продолжает эксперт, - «Лахта центр» будет буквально нашпигован самыми последними технологиями. Возведение этого комплекса покажет, что Россия также умеет строить по-новому».

При этом специалист отметил, что после переноса башни в Приморский район стала неактуальной проблема взаимодействия нового здания с городской средой. По его словам, в этой части Петербурга она попросту еще не сформирована – площадка под высотное здание расположилась на месте бывшей базы для складирования песка.

Полная версия