Москва
23 сентября ‘20
Среда

Британские газеты защитили свои источники в Страсбурге

Страсбургский суд обязал Великобританию выплатить четырем британским газетам -- Financial Times, Independent, Guardian, Times и новостному агентству Reuters €160 тыс., усмотрев нарушение права на свободу выражения. Ранее британский суд обязал журналистов выдать свои источники информации, что они делать отказались.

Европейский суд по правам человека обязал Великобританию выплатить €160 тыс. изданиям Financial Times, Independent, Guardian, Times и агентству Reuters, расценив, что права журналистов на свободу выражения нарушены.

Несколько лет назад журналисты этих СМИ написали о возможном предстоящем поглощении бельгийской пивоваренной компанией Interbrew своего конкурента из ЮАР South African Breweries (SAB), основываясь на копии конфиденциального документа, попавшего к ним в распоряжение. Бельгийская компания обратилась в британский суд, потребовав найти человека, который передал журналистам эти секретные сведения. Суд обязал журналистов сообщить руководству Interbrew координаты информатора. СМИ, однако, до сих пор не подчинились данному решению суда и обратились в Страсбургский суд.

Как говорится в сообщении Страсбургского суда, решение британского суда нарушает ст. 10 Европейской конвенции по правам человека (свобода выражения).

Информатор

В октябре 2001 года бельгийская пивоваренная компания Interbrew обратилась к аналитикам банка Goldman Sachs с просьбой оценить шансы возможного слияния с потенциальным конкурентом -- южноафриканской компанией South African Breweries (SAB). Месяц спустя Goldman Sachs передал конфиденциальную презентацию, где содержались сведения, которые бы могли навредить рыночным котировкам как Interbrew, так и SAB.

В какой-то момент некий человек -- его личность не знают даже истцы -- получил в свое распоряжение копию этой презентации.

27 ноября 2001 года этот человек разослал копии различным британским СМИ с адреса, зарегистрированного в Бельгии. Разосланный документ в точности воспроизводил все данные презентации, за исключением цены за акцию SAB (в презентации говорилось о 400-550 пенсах, в документе этого человека -- о 500-650), а также срока выдвижения предложения о покупке.

Снежный ком

В тот же день на сайте издания Financial Times появилась статья, в которой говорилось о возможном поглощении бельгийской компанией южноафриканского конкурента. В ней утверждалось, что Interbrew задумала поглотить SAB и что данное предложение может быть сделано 3 декабря 2001 года. До того как написать заметку, журналист Financial Times поговорил с топ-менеджером Interbrew, который заявил ему, что Interbrew интересуется SAB, заказав презентацию, но что вопрос о сделке не обсуждается «на продвинутой стадии».

Тогда же аналогичный документ поступил в редакцию издания The Times. На следующий день в газете вышла соответствующая заметка, в которой со ссылкой на «конфиденциальный» документ утверждалось, что «на этих выходных» бельгийская компания выступит с предложением выкупить SAB за £4,6 млрд.

Агентство Reuters сначала воспроизвело заметку Financial Times, а после написало еще и собственное сообщение сразу после того, как данный документ был прислан и в редакцию новостного агентства.

Представители Interbrew выпустили пресс-релиз, в котором говорилось, что они действительно заказали анализ деятельности конкурентов, в том числе и SAB, однако обсуждение ведется лишь на предварительной стадии, что может привести либо не привести к совершению сделки.

29 ноября заметки о сделке появились в Guardian и Independent. В заметке Independent, в частности, говорилось, что цена за акцию и сроки являются фальшивкой.

Interbrew выпустила еще один пресс-релиз, в котором говорилось, что сроки и цифры сфабрикованы. Все задействованные СМИ воспроизвели на своих страницах это сообщение.

Рыночная лихорадка

Вся эта шумиха отразилась на рыночных котировках обеих компаний. Акции Interbrew с €29,4 за штуку упали до €27,2, затем вновь поднялись до €28,2. Акции SAB выросли за несколько часов с 442 до 478 пенсов. Рыночная капитализация SAB в итоге с £2 млн подскочила до £44 млн.

В декабре 2001 года Interbrew обратилась в суд первой инстанции в Брюсселе с иском против «неустановленного лица», требуя возмещения издержек. До этого она пыталась безуспешно идентифицировать того, кто допустил утечку информации.

Был также начат судебный процесс в британском верховном суде. Суд вынес решение в пользу бельгийской компании и обязал СМИ выдать источники информации и документы. Журналисты, однако, отказались исполнять решение суда и в 2002 году обратились в Европейский суд по правам человека.

Читайте нас в Дзене
Подписаться
Полная версия