Москва
27 ноября ‘20
Пятница

Зарубежные СМИ сообщили о причастности окружения Путина к офшорным схемам

Немецкая Suddeutsche Zeitung опубликовала документы панамской юридической фирмы Mossack Fonseca, которые, как утверждает газета, свидетельствуют о причастности ряда мировых лидеров и их приближенных к схемам по отмыванию денег и ухода от налогов.

При этом аутентичность документов официально не подтверждена никем, более того, сама компания Mossack Fonseca заявила, что отказывается заверить их подлинность.

Suddeutsche Zeitung и Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) утверждают, что в их распоряжении оказалось более 11,5 миллиона документов за период с 1977 по декабрь 2015 года.

Эти материалы, как утверждают журналисты SZ и ICIJ, якобы показывают активность оффшорных счетов ряда действующих и бывших мировых лидеров. В материалах, опубликованных SZ, упоминаются члены семьи председателя КНР Си Цзиньпина, президент Украины Петр Порошенко, президент Азербайджана Ильхам Алиев, король Марокко Мухаммед VI и король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд, покойный отец нынешнего премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона, ряд лиц, приближенных к российскому президенту Владимиру Путину, а также дети премьер-министра Пакистана Наваза Шарифа.

Комментариями представителей упомянутых лиц РИА Новости пока не располагает.

Вместе с тем компания Mossack Fonseca уже заявила, что считает действия журналистов нарушением закона.

Миллионы документов

11 миллионов документов, о которых идет речь, принадлежат одной из самых засекреченных компаний в мире - панамской юридической фирме Mossack Fonseca.

Эти документы (#panamapapers) повествуют о том, как Mossack Fonseca в ряде случаев помогала клиентам отмывать деньги, избегать санкций и уходить от налогов.

В них содержатся ссылки на 72 нынешних или бывших главы государств, в том числе диктаторов, обвиняемых в ограблении своих стран.

Документы попали в распоряжение немецкой газеты Suddeutsche Zeitung, которая поделилась ими с Международным консорциумом журналистов-расследователей (ICIJ).

Среди 107 различных СМИ из 78 стран, анализировавших эти документы, были телепрограмма Би-би-си «Панорама» и британская газета Guardian. Би-би-си не известен источник, предоставивший документы.

Подозрительные сделки

Коммерческий банк «Россия» использовали в потенциальной схеме по отмыванию денег, в которую мог быть вовлечен ряд близких знакомых президента России Владимира Путина, говорится в материалах Международного консорциума журналистов-расследователей (ICIJ).

В документах упоминаются четыре фирмы, так или иначе имеющие отношение к России – Sonnette Overseas, International Media Overseas, Sunbarn и Sandalwood Continental.

Все эти компании зарегистрированы в офшорах и, как утверждается, связаны с банком «Россия» и близкими знакомыми российского президента.

Эти компании участвовали в сделках, которые эксперты, ознакомившиеся с документами, считают подозрительными.

Ведущий британский эксперт по делам, связанным с отмыванием денег, королевский адвокат Эндрю Митчелл в интервью программе Би-би-си «Панорама» заявил, что видит признаки мнимости в сделках, упомянутых в документах. Он не находит в них обычной коммерческой логики.

Согласно одному из документов, компания Sandalwood Continental приобрела некие активы на сумму в один доллар и продала их через три месяца за 133 миллиона долларов.

Sandalwood также получила ссуды от принадлежащего российскому государству банка на сумму 800 млн долларов. В документах нет свидетельств предоставления компанией Sandalwood гарантий или выплат по этим ссудам.

В соответствии с документами, International Media Overseas и Sonnette Overseas официально принадлежат виолончелисту Сергею Ролдугину. Он известен как друг детства Владимира Путина и крестный отец одной из его дочерей. В книге о Путине «От первого лица» описываются его знакомство с будущим президентом и близкая дружба.

Виолончелист ранее говорил репортерам, что он не бизнесмен. Его вовлеченность в сложные офшорные сделки вызовет подозрения в том, что кто-то другой мог использовать его компании для решения своих задач.

Всего в документах Mossack Fonseca приводится несколько десятков таких сделок на общую сумму как минимум 2 млрд долларов.

Например, в 2007 году International Media Overseas взяла кредит на 6 млн долларов, который был списан всего через три месяца за 1 доллар.

Компания также выступала одной из сторон в привлекших внимание экспертов сделках по торговле ценными бумагами. International Media Overseas продавала бумаги брокеру, а на следующий день выкупала их по меньшей цене.

International Media Overseas зарабатывала также на сделках по продаже ценных бумаг, которые разрывались еще до их завершения. Компания в этом случае получала компенсацию. Соглашение о сделке и ее отмене подписывались одновременно.

«Это не бизнес, - говорит Эндрю Митчелл, - это создание видимости бизнеса для того, чтобы постоянно перемещать и скрывать активы».

Еще одна компания, связанная с Россией, Sonnette Overseas, согласно документам ICIJ, участвовала в кажущейся нелогичной сделке по покупке акций автомобильной компании КамАЗ.

Компания, получившая деньги, сейчас частично принадлежит крупнейшему акционеру банка «Россия» Юрию Ковальчуку. Адвокат Ковальчука заявил, что он не понимает, почему его клиенту задают вопросы, когда вся информация о банке «Россия», которая подлежит обязательному обнародованию, находится в открытом доступе.

Компания Sunbarn получила несколько кредитов на 231 млн долларов от компаний, связанных с бизнесменом Аркадием Ротенбергом, также являющимся старым другом Путина. Свидетельств того, что компания выплатила долг, нет. Незадолго до выдачи кредита «Стройгазмонтаж» Ротенберга выиграла крупный тендер на строительство газопровода «Южный поток».

«Информационная атака»

Еще за неделю до выхода программы в свет пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков предупредил о том, что в СМИ якобы готовится информационная атака на Путина и его окружение.

«Естественно, как вы можете догадаться, речь идет о Путине лично, речь идет о попытках добраться до его семьи информационно, речь идет о друзьях детства Путина, о бизнесменах, среди которых Ковальчук, Ротенберг и другие, речь идет о каких-то офшорных компаниях, о большом количестве бизнесменов, которых он и в глаза не видел», - заявил Песков.

Некоторые российские депутаты, комментируя материалы ICIJ еще до их публикации, заявили, что видят в них попытки дестабилизировать Россию, ослабить ее позиции в мире.

А в партии «Единая Россия» связали публикацию этих материалов с предстоящими парламентскими выборами.

Представители Би-би-си заявили, что это расследование несет общественный интерес и было проведено справедливо и беспристрастно. По словам Би-би-си, документы ICIJ были проанализированы рядом независимых и надёжных экспертов.

В заявлении Би-би-си также отмечается, что документы ICIJ были переданы 107 медиа-организациям по всему миру.

ICIJ

Международный консорциум журналистов-расследователей был создан в США в 1997 году. С ним сотрудничают более 190 репортеров из 65 стран мира.

Материалы ICIJ публикуются в СМИ-партнерах консорциума, среди которых – ведущие мировые медиа-организации, в том числе Би-би-си.

В прошлом ICIJ публиковал расследования о секретных счетах в швейцарских банках, о том, как крупнейшие мировые компании уходят от налогов, используя законодательство Люксембурга.

ICIJ проводит не только финансовые расследования. На сайте организации также опубликованы материалы о том, как табачные компании лоббируют правительства развивающихся стран, о хищническом и незаконном рыболовстве в глобальных масштабах, статьи на другие темы.

Читайте нас в Дзене
Подписаться
Полная версия