Top.Mail.Ru
Москва
20 апреля ‘24
Суббота
Навигация

Таджикистан хочет получить $250 млн в год за аренду российской военной базы

Присутствие российских войск в Центральной Азии становится все более накладным для Москвы. Вслед за Таджикистаном Киргизия вчера объявила о повышении арендной платы за военные базы РФ.

О том, что власти Таджикистана оценили пребывание на своей территории 201-й базы «не менее чем в $250 млн в год», «Коммерсанту» сообщил информированный таджикский источник, близкий к переговорам о продлении аренды этого военного объекта. Скандал вокруг условий присутствия 7 тыс. российских военных в Таджикистане разразился на минувшей неделе, после того как Россия обвинила таджикские власти в выдвижении неприемлемых условий продления аренды базы и приостановила ее финансирование. Минобороны Таджикистана назвало позицию РФ «политически некорректной». Вывести ситуацию из тупика не смогли даже министры обороны двух стран, встретившиеся на заседании совета СНГ в Калининграде.

В то же время вчера стало известно, что и киргизские власти намерены с 2014 года увеличить арендную плату за использование трех российских военных объектов – базы подводных испытаний оружия в Караколе, центра военной связи в Кара-Балте и радиосейсмической лаборатории в Майлуу-Суу. В 2014 году срок аренды этих баз заканчивается. Киргизия готова продлить его, но на новых условиях.

«В Москве многих удивляет, насколько синхронно возникают проблемы в сфере военного сотрудничества РФ и ее партнеров: от споров вокруг аренды Габалинской РЛС в Азербайджане и приостановки участия Узбекистана в ОДКБ до повышения арендных ставок Таджикистаном и теперь вот Киргизией. Некоторые видят в этом руку внешних игроков, – пояснил «Коммерсанту» замгендиректора Центра по изучению постсоветского пространства МГУ Александр Караваев. – Но в условиях кризиса и отсутствия у Таджикистана с Киргизией существенных источников доходов российские военные базы для них – вопрос не геополитики, а коммерческой выгоды. Поскольку у РФ мало проектов, которые бы привязывали к ней эту часть Центральной Азии, Москве придется платить больше. У нее практически нет иных механизмов, которые бы компенсировали уход из этого региона».

Полная версия