Top.Mail.Ru
Москва
26 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Обещать не значит построить

Иностранные фармацевтические компании не спешат переносить производство в Россию. Поэтому достичь декларированной властями цели — обеспечения россиян лекарствами «домашнего изготовления» на 50% — вряд ли удастся.

За этот год лишь на одной строительной площадке действительно выросли новые корпуса завода по производству лекарств. Десятки других широко разрекламированных проектов - общей стоимостью более 40 млрд рублей – остаются на бумаге. Но Минпромторг – ведомство, курирующее ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации до 2020 года», - показатели первого года не смущают. Чиновники продолжают перечислять инвестиционные обещания участников рынка. «Российские производители в ближайшие годы инвестируют в реконструкцию и строительство более 15 млрд рублей. Заявленные инвестиции иностранных компаний составляют на настоящий момент от 25 до 30 млрд рублей», - заявил руководитель департамента химико-технического комплекса и биоинженерных технологий Минпромторга Сергей Цыб. По его словам, намерение начать строительство в России подтвердили 10 крупнейших отечественных производителей.

Все уже работающие заводы иностранных компаний в России были введены в эксплуатацию в прошлые годы. Единственный завод, действительно достроенный в 2011 году до этапа отделочных работ, – это завод норвежской Nycomed в Ярославле. «Из заявленных миллиардов в 2010-2011 году реально вложено чуть более 700 млн рублей», - перевел планы в реальные цифры гендиректор маркетингового агентства DSM Group Сергей Шуляк. И это в основном иностранные деньги. «Если говорить о российских производителях, ничего нового никто из них точно не строит сейчас, в лучшем случае реконструируют», - заявил гендиректор Ассоциации российских фармпроизводителей (АРФП) Виктор Дмитриев. Иностранные компании не торопятся инвестировать в объекты недвижимости, предпочитая менее затратные и легко сворачиваемые проекты – поддержку подготовки молодых специалистов в области фармакологии и биохимии, а также научно-исследовательские проекты по разработке инновационных лекарств.

Эксперты отмечают, что государство, приглашая западные компании ассимилироваться на российском рынке, делает все, чтобы не признавать их отечественными производителями. «Даже по отношению к тем иностранным компаниям, которые имеют в России собственные производства и являются российскими юридическими лицами, не применяются протекционистские меры, обещанные отечественным компаниям, - заявил исполнительный директор Ассоциации международных фармпроизводителей (AIPM) Владимир Шипков. - Например, цены на продукцию из списка жизненно необходимых для традиционно местных компаний были проиндексированы в связи с инфляцией, а на продукцию членов нашей ассоциации - нет». По словам Шипкова, региональным менеджерам большой фармы и так довольно сложно убедить штаб-квартиры делать хоть какие-то вложения на российском рынке. Ведь такие гиганты, как Pfizer или Roche, продают здесь не более 1-1,5% от общего объема своей продукции.

Еще один отпугивающий фактор - заявленный после нескольких переносов на 2014 год переход предприятий в России на международный производственный стандарт качества GMP (Good Manufacturing Practice) будет осуществляться в «усеченном» варианте. Что позволит многим устаревшим заводам и дальше демпинговать. И, наконец, само российское государство не торопится с инвестициями в модернизацию фармацевтической отрасли, хотя в ФЦП речь идет о софинансировании проектов из казны в объеме от 50 до 75% их стоимости. По данным Минпромторга, в этом году были подписаны договоренности на бюджетное финансирование в размере 3 млрд рублей. Все эти риски заставляют западные компании искать собственные, негосударственные пути увеличения присутствия на рынке.

Полная версия