Top.Mail.Ru
Москва
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Заказчика давления на «Тольяттиазот» рассекретили хакеры

К противостоянию самарского химического гиганта ОАО «Тольяттиазот» (ТоАЗ) и его миноритарного акционера ОАО «ОХК «Уралхим» подключилась блогосфера.

Последние дни внимание пользователей интернета приковано к переписке «черных» пиарщиков, организовавших информационную войну против ТоАЗа. Письма с указанием сроков и расценок на размещение заказных материалов в самарских СМИ стали доступны благодаря самарской группе сторонников движения Anonymous. Они выложили в открытый доступ, как написал один из блогеров, «тайную переписку пиарщиков, в которой речь идет о масштабной и дорогостоящей кампании по оболваниванию людей в интересах какого-то очередного жадного олигарха».

По-видимому, представители Anonymous поработали с почтовым ящиком некой Виктории Андреевой, представлявшейся в переписке сотрудницей одного из московских pr-агентств. В выложенной переписке видно, что в феврале 2012 года она начала рассылать письма с запросами на размещение «критических материалов» преимущественно в самарские СМИ. Андрееву, а также ее коллег (они фигурируют под вымышленными именами «Жора Размести», «Василий Помор», «Толя Порешилов» и др.), интересовало сотрудничество на «долгосрочной финансовой основе». Суть его сводилась к «веерной» перепечатке слегка видоизмененных и обязательно с новыми неповторяющимися заголовками материалов, ранее размещенных таким же образом в федеральных ресурсах, среди которых были вполне уважаемые и авторитетные издания.

«Фейковые» публикации получили массовое распространение в региональных СМИ в 2012 году. Вскрывшаяся переписка делает очевидным тот факт, что без преувеличения все негативные статьи, опубликованные в прошлом году и в начале этого года в СМИ в отношении ТоАЗа, от материалов о неблагоприятной экологической ситуации на предприятии до информации о возбуждении уголовных дел против руководителей компании, носят заказной характер и являются бездоказательными. В частности, в ответ на настойчивый запрос о публикации от Андреевой о том, как ТоАЗ «загрязняет атмосферу», одно из изданий отвечает: «Экологи ждут окончательных результатов экспертизы, чтобы объявить об этом официально. Мы тоже подождем офиц. данные. Домыслы не можем публиковать».

Это – не единственный отказ пиарщикам в публикации заказного материала. В сводной таблице, также взятой из переписки Андреевой, приведено около 30 самарских СМИ и только шесть из них помечены зеленым цветом, как согласившиеся публиковать статьи за деньги. Заголовки размещенных статей, ссылки на них и стоимость, выставляемая изданиями пиарщикам и последними – клиенту, заносилась в таблицу, которую Андреева регулярно отправляла Жоре Размести, а от него получала очередное задание. К примеру, публикация в начале ноября 2012 года статьи «Экологи обнаружили новые доказательства загрязнения окружающей среды «Тольяттиазотом» обошлась клиенту «Адреевой и Ко» в 85 тыс. рублей, из них издание получило 46,2 тыс. рублей, разница («маржа») в 38,8 тыс. рублей – осела в карманах пиарщиков. В среднем «чистыми» посредники получали каждый месяц до миллиона рублей.

Напрямую название компании-заказчика в переписке не указывается, однако во всех заказных материалах, касающихся судебных разбирательств с участием ТоАЗа, фигурирует «Уралхим» известного олигарха Дмитрия Мазепина. Также компания называется в очередном задании для Андреевой. Она должна была растиражировать в самарских СМИ обращение, направленное полпреду президента РФ в Приволжском федеральном округе, генпрокурору и главе Следственного комитета РФ от имени некой некоммерческой организации «Проникновение», представляющей интересы тольяттинских гомосексуалистов. В данном случае был использован избитый пиар-способ – «перевертыш» - когда заказная статья пишется от имени объекта давления против заказчика. В тексте Мазепин назван организатором «вакханалии», т.е. информационной кампании против «Тольяттиазота». «Этот бизнесмен известен своим участием в целом ряде корпоративных конфликтов, проходивших по похожему сценарию, - говорилось в исходной статье. – Возможно, у Дмитрия Мазепина есть какие-то претензии к владельцам ОАО «Тольяттиазот». Но причем здесь горожане, среди которых сеют панику и страх?». Текст предлагалось разместить в разделах гей-порталов или вот. Затем об открытом письме представителей «Проникновения» была написана статья, размещенная за деньги на самарских ресурсах, под разными заголовками типа «Тольяттинское гей-сообщество встало на защиту руководства ТоАЗа» или «Тольяттинских геев беспокоят нападки на Сергея Махлая», но уже без упоминания «Уралхима» и Мазепина. Это лишний раз указывает на то, кто на самом деле является заказчиком кампании против ТоАЗа.

Кроме того, в одном из писем Андреевой «проговорился» Толя Порешилов. Он писал: «http://news.yandex.ru/people/chaparov_murad.html. В ссылке - М.Чапаров как гендиректор ОАО "Воскресенские минеральные удобрения". Но вот уже более полугода он возглавляет Азот. Можно ли чтонить сделать с контентом пресс-портрета, сейчас там много негатива, причем старого. Посоветуйте» (орфография сохранена). Как известно, и «Воскресенские минеральные удобрения» и «Азот» (г. Березники) входят в компанию «Уралхим».

Наконец, переписка предоставляет веские доказательства аффилированности «Уралхима» и ирландского офшора Eurotoaz limited, считающего себя правопреемником венгерской компании Eurotoaz, некогда владевшей миноритарным пакетом акций «Тольяттиазота». Eurotoaz limited безосновательно добивается в суде восстановления в реестре акционеров предприятия. В начале ноября прошлого года Андреева получила письмо от Толи Порешилова с просьбой «разослать релиз по списку рассылки в скрытой копии». Далее следовали электронные адреса преимущественно федеральных СМИ, на которые нужно было направить пресс-релиз «с ящика евтотоаз лимитед Eurotoaz.limited@gmail.com everland (пароль) все адреса - в скрытой копии мои подписи и следы удалить в теме письма указать: Пресс-релиз Компании Eurotoaz limited (Ирландия) в теле письма написать: Уважаемые дамы и господа! Направляем Вам официальное заявление Компании Eurotoaz limited (Ирландия). Просим отразить его в Ваших публикациях» (пунктуация сохранена).

Таким образом, становится очевидным, что кампания против «Тольяттиазота», ведущаяся в СМИ по сей день, скорее всего, является частью рейдерской атаки, инициатором которой, как неоднократно заявляли представители самарского предприятия, является минориатарий ТоАЗа – компания «Уралхим». Для этого рейдеры используют методы «черного» пиара: как следует из переписки исполнителей кампании, это не только публикация фальсифицированных фактов и другой не соответствующей действительности информации, но и организация за деньги «независимой» экологической экспертизы от местного «Зеленого патруля», несанкционированных митингов, открытых писем и обращений, размещение уличных баннеров, граффити и сбор подписей граждан.

Как можно понять из выложенной переписки, объектом нападок «черных» пиарщиков «Уралхима» стал не только «Тольяттиазот». В одном из писем Жора Размести приказывает Андреевой подделать подписи экспертов - «написать от руки, разными почерками и разными ручками "С моих слов записано верно"» - в планирующемся к размещению материале с критикой Игоря Сечина. Статья была посвящена тому, как неэффективно, с точки зрения ее авторов, тогдашний вице-премьер Игорь Сечин курирует ряд отраслей экономики, преследуя при этом личные интересы.

Эксперты в сфере информационных технологий отмечают непрофессионализм кампании «Уралхима». По словам одного из них, «удивительно, что такой уважаемый на рынке заказчик продолжает работать с людьми, которые умудрились завести информационную кампанию в тупик – у целевой аудитории она теперь вызывает только раздражение, а не подталкивает к принятию нужных заказчику решений». «Непрофессионализм здесь читается во всем – начиная от вымученных информационных поводов, вроде покупки в Швейцарии отеля и футбольного клуба и дружбы с Березовским, до грубейших технических проколов. Независимые самарские СМИ еще в марте прошлого года написали о том, что к ним обращалась некая Виктория Андреева из московского pr-агентства с предложением за деньги размещать негативные материалы о «Тольяттиазоте». Сразу после этого заказчик указал исполнителям на то, что «ребята запалились». Однако «ребята» даже не удосужились поменять e-mail-адрес и использовали его впоследствии целый год», - заявил он.

Полная версия