Top.Mail.Ru
Москва
18 апреля ‘24
Четверг
Навигация

Кинокритик: Михалков снял русский «Титаник»

Новый фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар» стал кинособытием сезона. Многие критики признают его лучшим произведением режиссера со времен «Утомленных солнцем» и практически все сходятся во мнении, что фильм получился интересным и неожиданным.

«Солнечный удар» оказался очень актуален в связи с событиями на Украине, уверен известный актер Михаил Пореченков. «То, что он объединил „Окаянные дни“ и „Солнечный удар“ — замечательный ход. Ведь „Окаянные дни“ — одно из немногих произведений, которое говорит о геноциде, который продолжается и по сей день. Никто об этом больше не говорит. Геноцид еврейского народа признали, армянского — признали; а геноцид русского народа не признают, хотя он продолжается на Украине, и может прийти сюда», — рассказал Пореченков Ленте.ru. «Картина выходит вовремя не потому, что ее задумывали к этому времени, а потому, что есть какой-то всеобщий глобальный разум, который все вот так правильно подводит и расставляет. Эта картина — предупреждение, чтобы такие события не повторялись в нашей стране. Война — это всегда плохо. Как бы мы ни крутили, за что бы она не велась. Всегда, когда гибнут люди — это плохо, отвратительно. Особенно если гибнут дети — это вообще катастрофа. Картина Никиты Сергеевича нас просто предостерегает от этой катастрофы, а дает понять, что мы стоим на краю, а лапка-то соскальзывает», — добавил артист.

Владимир Рутковский в «Снобе» пишет, что «фильм идеально выдерживает горько-сладкую ноту ускользнувшего, утраченного, недоговоренного, звучащую только в лучших ретророманах». Либеральное издание, публицисты которого обычно соревнуются в том, кто смешнее покритикует Михалкова, на сей раз отдает дань несомненному таланту маэстро. «Мало кто из режиссеров так же свободен в обращении с материалом — любым, сколь угодно трагическим. Михалков озорничает и шалит, даже с наступлением на экране окаянных дней, а уж на речном пароходе 1907 года хулиганит от души. Никто бы больше не решился на такой отчаянный и сентиментальный эпизод, как погоня за шарфом, унесенным ветром-разбойником, у Михалкова же выходит легко и бесстыдно», — продолжает Рутковский.

Несомненной удачей фильма стал подбор актеров. Главные роли сыграли молодые таланты — Мартинс Калита из Латвии и Виктория Соловьева из Донецка. Традиционно для Михалкова тщательно прописаны второстепенные персонажи, которые составляют фон основной истории — воспоминаний сломленного белогвардейского офицера о его случайной любви, случившейся в мирном и уютном 1907 году.

Михалкову удалось сохранить верность себе. Вот как характеризует роль автора в фильме директор «Мосфильма», режиссер Карен Шахназаров: «Самое главное, что отличает большого художника — свой собственный стиль, своя манера и интонация. В этом смысле это очень михалковский фильм. Именно поэтому мне кажется, что он удался. Потому что сохранить свой стиль, свою интонацию — очень сложно. „Солнечный удар“ — это тот случай, когда знаешь, что даже если убрать титры, будет понятно, кто автор этого произведения». «Больше всего в фильме „Солнечный удар“ мне нравится та манера, в которой режиссёр ведёт рассказ, как описывает „болевые точки“. Мне понравилось, что в фильме нет назидательности и навязчивости, которая может раздражать противников. Я имею в виду моральный и идеологический, политический смысл. В фильме отражены идеи, которые тревожат Михалкова. Темы мундира, чести, доблести, любви — как к женщине, так и к своей стране. Я считаю, этот фильм очень полезен молодёжи, и он ей понравится, так как режиссёр не навязывает свою точку зрения, — рассказал „АиФ“ дирижёр, народный артист СССР Юрий Башмет. — Думаю, зритель этот фильм примет, потому что он в высшей степени качественный, гениальный. Ведь можно создать прекрасный продукт, но, если в картине нет крыльев любви, тогда такой гениальный фильм не получится. В „Солнечном ударе“ чувствуется полёт души Михалкова. Автор достиг совершенства в своём языке и в своей профессии. Я его искренне поздравляю».

Режиссер Глеб Панфилов в интервью «МК» выразил уверенность, что Михалков снял очень современное кино: «Я не берусь говорить за всех, разумеется, но то, что сегодня происходит в нашей жизни очень каким-то внутренним образом связано с тем, о чем речь идет в фильме. Эта картина очень впечатляет сегодня именно потому, что мы еще не пережили переход от СССР к демократической России. Мы в процессе. У каждого очень много и иллюзий, и переживаний, связанных с этим. Фильм касается этих болевых точек, этих сторон нашей жизни. Я могу сказать, что Михалков сделал очень современную картину, очень нужную».

С ним согласен продюсер Иосиф Пригожин: «Я бы не хотел оказаться в такой ситуации, в которой оказался поручик. Я бы не хотел оказаться в том состоянии, когда я бы стоял и удивленно задавал сам себе вопрос: как все это могло случиться? Нужно иметь смелость действовать, принимать решения. Мы каждый день стоим перед выбором». Киноэксперт Антон Долин, который известен критическим отношением к Михалкову, так отзывается о «Солнечном ударе» в своем блоге: «Суть фильма проста и прозрачна, она формулируется в двух словах: русский „Титаник“. История мимолетной любви на корабле и кораблекрушение в финале, означающее всемирный потоп, конец света и наказание за грехи. Цельная структура и внятная мысль, с которой трудно поспорить».

В «Солнечном ударе» Михалков задает еще один вечный вопрос, который норовит встать в один ряд с хрестоматийными «Что делать?» и «Кто виноват?»: «Как все это случилось?». Владимир Рутковский пишет: «Ответа на „Как все это случилось?“ мы не получим; не считать же убедительной версию глобального солнечного удара. То, на что легко списать жар тела, лихорадочный адюльтер, неприменимо к глобальному катаклизму, переломавшему мир сто лет назад. Это какая-то даже глупая идея. Но такая залихватская! Все беды и радости — от куража, от солнечных бурь, горячей страстной крови. Заканчивается плохо, но разве это значит, что не стоило начинать?».

В своей картине Михалкову удалось удержаться от окончательных определений. Революционеры Бела Кун и Роза Землячка показаны не монстрами, а людьми. "Эта горячечная террористка в исполнении Мириам Сехон так хороша, что понятно, отчего неуклюжий венгр смотрит на нее, распахнув рот и приговаривая: «Богина!», — отмечает Рутковский.

Отлично подобрана и музыкальная тема. «Музыка в фильме играет особую роль. Потрясающие темы, которые, мне кажется, могут войти в этот репертуар. Один этот вальс потрясающий, когда юнкер на коньках танцует среди белогвардейцев, своих товарищей. Это просто шедевр. Вот эти сказочные сцены с этим шарфом. И главные темы любви. Я уже не говорю о теме, которая лейтмотивом проходит. Лейтмотив этой любви», — восхищается певица Валерия.

Полная версия