Top.Mail.Ru
Москва
20 апреля ‘24
Суббота
Навигация

Минкультуры раскритиковали реформы авторского права

Министерство раскритиковало идею Минкомсвязи об отмене бездоговорного управления правами. Минкомсвязи, по мнению экспертов рынка, в данном вопросе оказались не на высоте, тогда как Российское авторское общество ведет сбалансированную и правильную политику.

Минкультуры не поддерживает предложение Минкомсвязи об отмене коллективного бездоговорного управления авторскими правами, сообщил «Ведомостям» представитель пресс-службы Минкультуры. Министерство считает, что внедрение этой идеи негативно скажется на правообладателях: они перестанут получать причитающееся им вознаграждение из-за невозможности самостоятельно проконтролировать использование своих произведений в России и за рубежом (на ТВ, радиостанциях, в ресторанах, кинотеатрах и др.). От этой инициативы пострадают и вещатели, считает Минкультуры. Им придется заключать сотни лицензионных договоров с большим количеством организаций (сейчас заключаются договоры с двумя организациями: по авторским правам и по смежным правам), при этом каждая организация будет диктовать свои условия и размеры вознаграждения. Особенно пострадают радиостанции: их репертуар будет строго ограничен произведениями, на которые имеются лицензионные договоры, уверен представитель ведомства.

Сам законопроект Минкомсвязи в Минкультуры не поступал. Минкомсвязи еще только готовит поправки в Гражданский кодекс, говорил источник, близкий к этому министерству. Представитель Минкультуры подчеркивает, что Минкомсвязи не наделено полномочиями разрабатывать и вносить в правительство нормативные акты, затрагивающие сферу авторских и смежных прав, в том числе вопросы коллективного управления авторскими и смежными правами.

На днях Минкомсвязи опубликовало на портале regulation.gov.ru инициативу по реформированию системы защиты авторских прав в России. Оно предлагает полностью отказаться от бездоговорного коллективного управления правами. Сейчас общества по коллективному управлению правами собирают отчисления в пользу всех авторов, даже если эти авторы не подозревают о существовании таких обществ. Минкомсвязи предлагает сделать так, чтобы эти общества работали только по прямому договору с авторами и владельцами прав. Замминистра связи Алексей Волин объяснил необходимость такой реформы непрозрачностью действующей системы управления авторскими правами.

Гендиректор Российского авторского общества (РАО) Сергей Федотов передал «Ведомостям», что не согласен с позицией Минкомсвязи. Работающая в России система защиты авторских и смежных прав не уникальна, такие же модели успешно действуют в разных странах мира, говорит он. «Я убежден, что именно такая система лучше всего защищает интересы авторов в нашей стране. Договорная система тоже кое-где работает, но она не является панацеей. Но полный переход к договорной системе, который предлагает Минкомсвязи, по сути, возвращает авторов к ситуации хаоса 1990-х гг., когда в стране действовали сотни авторских обществ, многие из которых находились под контролем криминалитета, - продолжает Федотов. - Бывали ситуации, когда такие организации просто «испарялись» вместе с деньгами авторов". "Кроме того, если таких организаций будет много, это приведет к тарифному демпингу и к понижению гонораров авторов. Да и государственный контроль за большим количеством таких обществ будет затруднен», - считает гендиректор РАО.

При этом РАО открыто для любых инициатив, направленных на повышение прозрачности работы общества, уверяет Федотов. «Существующие сейчас общества по коллективному управлению правами не единственные, кто может подавать заявку на получение госаккредитации. Если есть желание, экспертиза и понимание рынка у других организаций, им никто не имеет права запретить участвовать в конкурентной борьбе за госаккредитацию», - подчеркивает он.

Некоторые авторы недовольны работой обществ по коллективному управлению правами. Так, в прошлом году поэт-песенник Илья Резник сообщил, что за год он получил от РАО за свои песни всего 12 руб. В результате Резник изъял свои песни из каталога РАО. Игорь Матвиенко получил всего 72 руб. за трансляцию своих произведений на церемониях открытия и закрытия Олимпийских игр в Сочи, рассказывал «Ведомостям» директор Продюсерского центра Игоря Матвиенко Андрей Лукинов. А автор песни «Нас не догонят» и продюсер группы «Тату» Елена Кипер за трансляцию этой песни на открытии Олимпийских игр получила 450 руб.

Федотов говорит, что Резник еще в 2010 г. изъял большую часть своих прав из управления РАО и при этом регулярно требует с общества вознаграждение за них. Существующая система коллективного управления авторскими и смежными правами не носит общеобязательный характер, и каждый автор может в любой момент изъять свои права из управления РАО и управлять своими правами самостоятельно. Но тогда не стоит требовать от РАО вознаграждения, говорит Федотов.

"Сейчас доходы музыкантов от продаж музыки на физических носителях (CD, DVD) приближаются к нулю, а более 90% музыки в интернете является пиратской", - говорит управляющий партнер звукозаписывающей компании «Юнайтед мьюзик групп» Алексей Никитин. «В этой ситуации сбор отчислений через авторские общества дает нам возможность платить хотя бы какие-то роялти нашим артистам. Анализируя выплаты артистам, я вижу, что уровень отчислений со стороны таких обществ очень разный: одни песни приносят авторам десятки рублей в год, другие – десятки тысяч рублей», – рассказывает он.

"У меня нет претензий к РАО с точки зрения выплаты авторских отчислений, - говорит джазовый пианист Даниил Крамер. - Я регулярно получаю гонорары, они не исчисляются десятками рублей и вполне соответствуют моим ожиданиям. Если какие-то авторы недовольны тем, сколько им платят, то им стоит обратиться в РАО". "Законодательное регулирование деятельности таких организаций, как РАО, необходимо, но это не значит, что надо полностью отменять бездоговорное управление: ведь есть артисты, у которых нет времени заключать со всеми отдельные договоры, и их текущая система управления правами вполне устраивает. А переход только на договорное управление приведет к полному хаосу, как это было в 1990-е гг.», – резюмирует Крамер.

Полная версия