Top.Mail.Ru
2 мая ‘24
Четверг
Навигация

Астрономы открыли черную дыру-рекордсмена

Телескоп «Хаббл» помог астрономам обнаружить аномально тяжелую черную дыру, которая претендует на первое место среди самых массивных объектов такого рода.

Результаты наблюдений, проведенных немецкими учеными из Института астрономии общества Макса Планка, опубликованы в свежем выпуске журнала Nature.

Авторы работы измерили скорость и траекторию движения звезд в 700 галактиках, расположенных на участке звездного неба в районе созвездия Персея. В центре каждой галактики находится черная дыра, и, если ее масса достаточно высока, то она влияет на характер движения звезд. Исходя из этого, астрономы установили, что в галактике NGC 1277 находится сверхмассивная черная дыра (она также была обозначена аббревиатурой NGC 1277).

По оценкам специалистов, масса дыры в 14-20 миллиардов раз превышает массу Солнца. Вес же самой крупной из известных на сегодня черных дыр оценивается в 6-37 миллиардов солнечных масс, так что, если к истине близки нижние значения этого интервала, то NGC 1277 выходит на первое место среди черных дыр-тяжеловесов. Если же это не так, то NGC 1277 может с полным правом может «претендовать» на второе место.

Как правило, масса черной дыры зависит от размера галактики, в которой она находится, и не превышает 0,1% от галактической массы. Однако NGC 1277 является исключением – ее масса составляет 14% от массы галактики. Чтобы этой черной дыре не было бы «тесно», ее галактика должна быть в 10 раз больше и иметь эллиптическую форму. В действительности же NGC 1277 расположена в небольшой дисковидной галактике.

По словам исследователей, если им удастся найти еще несколько таких аномально тяжелых и несоразмерно больших дыр, то это заставит пересмотреть общепринятые взгляды на раннюю эволюцию Вселенной. Авторы работы уже обнаружили 5 галактик, в которых, так же как и в NGC 1277, черные дыры занимают необычайно много места. Однако эти наблюдения еще предстоит проверить.