Top.Mail.Ru
25 апреля ‘24
Четверг
Навигация

Биологи успеют описать почти все виды до их вымирания

Как показали ученые, рост количества вновь описанных видов существенно опережает скорость их исчезновения. Отсюда следует, что лишь немногие виды вымрут, не оставшись при этом в памяти человечества.

Об этом говорится в статье, опубликованной в свежем выпуске журнала Science.

Среди защитников природы распространены опасения, что в связи с климатическими изменениями и действием антропогенных факторов часть растений и животных исчезнет до того, как биологи откроют и изучат их. Однако авторы работы нарисовали более оптимистичную картину, проанализировав достижения ученых-систематиков.

Всего, по оценкам исследователей, в настоящее время в мире трудятся около 30-40 тысяч систематиков, что в 2-3 раза больше, чем в начале 1960-х, хотя в развитых странах количество систематиков сокращается из-за того, что их вытесняют молекулярные биологи. Так, за последние 15 лет среди сотрудников лондонского Музея естественной истории систематиков стало на 12% меньше.

Однако в Азии и Южной Америке число ученых этого профиля увеличивается, поэтому в целом процесс изучения биоразнообразия ускоряется. Начиная с 2006-го, в среднем ежегодно описывается около 18 000 новых видов, причем количество описаний, приходящееся на одного ученого, падает, что свидетельствует о том, что новые виды искать становится всё сложнее.

Виды не исчезнут в безвестности

На сегодня свои имена получили около 1,5 миллиона видов, всего же, по различным оценкам, их число составляет от 2 до 8 миллионов. Если существующие темпы описания новых видов сохранятся, то всё биоразнообразие может быть охвачено учеными к 2040 или к 2220 году (допуская, что на Земле обитает 2 или 5 миллионов видов соответственно).

По имеющимся данным, каждое десятилетие на нашей планете вымирает от 0,01% до 1% видов (от 500 до 50 000, если оценивать их нынешнее количество в 5 миллионов). Это означает, что даже в самом худшем случае видов описывается больше, чем вымирает. В будущем же из-за вымирания видов будет становиться всё меньше, а скорость описаний, по-видимому, останется на прежнем уровне.

Это означает, что в среднем для каждого вида, еще неизвестного науке, вероятность быть описанным гораздо выше, чем вероятность исчезнуть, так и не попав в руки систематиков.

Как отмечают авторы работы, число наименований книг, хранящихся в Библиотеке Конгресса, в 10 раз превышает число описаний видов, которые еще предстоит сделать биологам. Поскольку описать вид легче, чем написать и издать книгу, то сложность и затратность работы систематиков не стоит преувеличивать.