Top.Mail.Ru
20 апреля ‘24
Суббота
Навигация

5 удивительных фактов о вирусах

Вирусы - вовсе не такие простые объекты, как принято считать. У вирусов есть иммунитет, они способны вступать в симбиоз с человеком и помогать собственным собратьям. Давление внутри вирусных частиц в несколько раз превышает давление внутри шин КамАЗа, а некоторые гигантские вирусы когда-то могли быть живыми организмами.

На днях американские ученые показали, что внутри вируса герпеса, вызывающего «простуду на губах», существует давление в десятки атмосфер. Для сравнения, давление внутри шин КамАЗа равно всего 6-7 атмосферам, а внутри шин легкового автомобиля - 2 атмосферам. Повышенное давление развивается внутри вирусов за счет сильно скрученной ДНК - это позволяет вирусам впрыскивать свой генетический материал в клеточное ядро.

За последнее время было открыто еще несколько неожиданных свойств вирусов. Например, недавно другая группа американских вирусологов выяснила, что бактериофаги, поражающие холерные вибрионы, периодически «крадут» у своих хозяев ген иммунитета. Фаги, снабженные этим геном, гораздо эффективные преодолевают защитные механизмы бактерий и быстрее уничтожают их.

Вирусы, поражающие вредоносных бактерий, могут оказывать помощь даже человеку, вступая с ним в симбиоз. Ученым удалось показать, что у некоторых бактериофагов есть особые белки, благодаря которым они прицепляются к слизистым оболочкам. Особенно много этих вирусов в ротовой полости (через нее инфекции чаще всего проникают в организм). Опыты доказали: в присутствии фагов ткани человека лучше справляются с патогенными бактериями.

Кроме того, вирусы способны помогать и своим собратьям. Недавно исследователи продемонстрировали, что вирус осповакцины, проникая в клетку, оставляет на ее поверхности особые белки. Они заставляют клетку синтезировать особые белковые «хвосты». Другие вирусы, сталкиваясь с этими «хвостами», не проникают в уже занятую клетку, а отправляются на поиск еще не зараженных. Благодаря этому вирус осповакцины распространяется в 4 раза быстрее.

Наконец, некоторые ученые и вовсе считают вирусы живыми организмами, пусть и очень упрощенными. В прошлом году исследователи изучили структуру белков гигантских вирусов, которые по размерам сопоставимы с мелкими бактериями. Выяснилось, что по своей пространственной конфигурации белки этих гигантов похожи на белки живых организмов. Это значит, что у вирусов и всех остальных живых существ когда-то имелся общий предок.