Top.Mail.Ru
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Экзопланета размером с Юпитер из созвездия Девы озадачила астрономов

Астрономы открыли экзопланету, которая находится на необычно далеком расстоянии от звезды. Эта экзопланета размером с Юпитер - самая легкая из тех, что когда-либо удавалось обнаружить с помощью прямых наблюдений.

Результаты наблюдений, проведенных специалистами NASA из Центра космических полетов Годдарда, опубликованы в журнале The Astrophysical Journal.

Обнаружение экзопланет - нелегкая задача для астрономов, поскольку они «тонут» в ярком свете своих звезд. Поэтому чаще всего их открывают косвенным путем - или по их гравитационному эффекту, или с помощью так называемого транзитного метода, когда экзопланета загораживает собой часть диска звезды, вокруг которой она вращается. Однако иногда экзопланеты всё-таки попадают в поле зрения астрономов собственной персоной.

Так произошло и с планетой GJ 504b. Ученые обнаружили ее, наблюдая за звездой GJ 504 в телескоп Субару. Он расположен на Гавайях и работает в длинноволновой области инфракрасного спектра. Специальные приборы помогают телескопу нейтрализовывать атмосферные эффекты, что позволяет использовать Субару для поисков даже очень тусклых экзопланет.

GJ 504 - это яркая молодая звезда из созвездия Девы, ее можно увидеть невооруженным глазом. Газовый гигант GJ 504b, открытый астрономами, по размерам и массе сопоставим с Юпитером и вращается вокруг нее на расстоянии в 43,5 астрономических единиц (одна а. е. равна расстоянию от Земли до Солнца). Возраст всей системы составляет около 160 миллионов лет.

Большая удаленность GJ 504b от звезды противоречит существующим представлениям об образовании планет такого типа. Согласно общепринятой теории, основу газовых гигантов образует ядро из астероидных обломков и прочего плотного материала, вокруг которого скапливается газ из аккреционного диска звезды. Если эта теория верна, то планеты, подобные GJ 504b, не могут быть удалены от звезды на расстояние более чем в 30 а.е.

«GJ 504b - одна из тех планет, чье существование очень сложно объяснить в рамках существующих представлений. Ее открытие доказывает, что мы должны всерьез заняться поиском альтернативных объяснений, или же пересмотреть базовые допущения общепринятой теории», -- пояснил Майкл Макэлвин, один из авторов статьи.