Top.Mail.Ru
20 апреля ‘24
Суббота
Навигация

Энтомологи открыли вещество, без которого мухи не хотят заниматься сексом

Ученые идентифицировали нейропептид, играющий ключевую роль в сексуальном поведении насекомых. Открытие поможет разработать инсектициды нового типа, безвредные для людей и животных.

Об этом говорится в статье американских, словацких и корейских энтомологов, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Нейропептиды – это короткие последовательности аминокислот, участвующие в регуляции различных физиологических процессов организма. Авторы статьи открыли у насекомых ранее неизвестное вещество этого типа, которое они назвали натализином. Нейропептид был обнаружен у всех трех видов, с которыми работали ученые – у плодовых мушек-дрозофил, у тутовых шелкопрядов и у жуков-хрущаков (Tribolium castaneum).

Исследователи установили, что отключение гена, в котором закодирован натализин, вызывает у насекомых серьезные сексуальные расстройства. Например, самцы дрозофил из-за отсутствия натализина утрачивали интерес к размножению. В ходе эксперимента нормальные мухи, увидев партнершу, начинали ухаживать за ней примерно через 10 секунд, а вот у самцов, лишенных натализина, интерес к спариванию просыпался лишь через минуту. В результате только 10% из них успешно спаривались, хотя в норме этот показатель равен 40-80%.

Натализин вырабатывается всего в 3-4 парах нервных клеток головного мозга насекомых. Энтомологи установили, что за восприятие этого вещества отвечает рецептор 86C, напоминающий рецепторы тахикининов у позвоночных животных. По-видимому, и тахикинины (у людей они вызывают, например, сокращения кишечника), и натализин происходят от веществ одного и того же класса, которые имелись у очень отдаленного общего предка многоклеточных организмов.

Поскольку натализин является уникальным нейропетидом насекомых, то инсектициды, воздействующее на это вещество, не будут вредить млекопитающим и человеку. Авторы статьи считают, что создание подобных инсектицидов вполне реально в ближайшем будущем.