Top.Mail.Ru
25 апреля ‘24
Четверг
Навигация

Шотландские ученые создали самый быстро вращающийся объект в мире

Небольшая кальцитовая гранула стала самым быстро вращающимся объектом из тех, что когда-либо удалось создать человечеству. Ученые раскрутили ее до 600 миллионов оборотов в минуту.

Об этом говорится в статье шотландских физиков из Сент-Эндрюсского университета, опубликованной в журнале Nature Communications.

Исследователи раскручивали гранулу, состоящую из карбоната кальция, при помощи лазерного луча. Диаметр гранулы составлял всего 4 микрометра. Из-за того, что при прохождении через нее поляризация луча менялась, возникал вращательный момент. Поскольку гранула была помещена в вакуум, ее вращению не мешала сила трения.

В ходе эксперимента ученым удалось разогнать кальцитовую гранулу до 600 миллионов оборотов в минуту, после чего она рассыпалась.«Скорость вращения была столь высока, что угловое ускорение на поверхности сферы в миллиард раз превышало гравитацию Земли, и тем не менее центробежные силы долго не могли ее разрушить», -- пояснил Майкл Мацилу, один из авторов статьи.

Кальцитовая гранула вращалась в тысячу раз быстрее, чем дрель зубного врача, и в 500 тысяч раз быстрее, чем барабан самой мощной стиральной машины. Фактически, она вела себя как микроскопический гироскоп: с возрастанием скорости вращения ее положение в пространстве стабилизировалось.

Исследователи надеются, что эксперимент поможет разрешить некоторые проблемы квантовой механики, а также поможет при разработке различных микроскопических устройств. Ранее самым быстро вращающимся рукотворным объектом считалась частица из графена, разогнанная в 2010 году до 60 миллионов оборотов в минуту.