Top.Mail.Ru
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Ученые вырастили в пробирке миниатюрный человеческий мозг

Биотехнологии вырастили из человеческих стволовых клеток миниатюрное подобие мозга. Этот органоид поможет разобраться с эмбриональным развитием настоящего мозга.

Описание органоида и методики его выращивания опубликовано в свежем выпуске журнала Nature. Исследование было проведено австрийскими специалистами из Института молекулярных биотехнологий.

В последние годы биотехнологи научились превращать стволовые клетки практически во все виды тканей – в мышечную, костную и нервную. Авторы работы решили пойти еще дальше и попытались вырастить копию самого сложного биологического органа в природе – человеческого мозга.

Сначала исследователи обрабатывали эмбриональные и индуцированные стволовые клетки различными факторами роста, а затем помещали их в трехмерную матрицу внутри вращающегося биореактора, заполненного специальным гелем. Спустя месяц там созревало крошечное подобие человеческого мозга, названное учеными «органоидом».

Несмотря на небольшие размеры (около 4 миллиметров), органоид обладает практически всеми компонентами нормального мозга, такими как мозговая кора, мозговые оболочки и сосудистое сплетение желудочков. Внутри биореактора органоиды могут существовать практически бесконечно – к моменту выхода статьи ученые культивировали их более 10 месяцев.

Пока специалисты не научились выращивать более крупные органоиды – поскольку они не снабжены кровеносными сосудами, с увеличением размера у крошечного «мозга» возникают проблемы с поступлением питательных веществ. Авторы исследования надеются, что дальнейшие эксперименты с органоидами прольют свет на эмбриональное развитие человеческого мозга, а также на его нарушения, включая микроцефалию.