Top.Mail.Ru
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Лягушки-крохи слышат ртом, установили биологи

Зоологи установили, что миниатюрные лягушки с Сейшельских островов прекрасно различают кваканье сородичей, несмотря на отсутствие барабанной перепонки. Воспринимать звуки им помогает ротовая полость.

Результаты исследования, проведенного французскими биологами из Университета Пуатье, опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Лягушка Гардинера (Sooglossus gardineri), обитающая на Сейшелах – это одна из самых маленьких амфибий на нашей планете. Размер взрослых особей не превышает 8 миллиметров, так что они без труда могут разместиться на человеческом ногте. Известно, что лягушки Гардинера в ходе эволюции в связи с миниатюризацией утратили среднее ухо, тем самым лишившись слуховых косточек и барабанной перепонки.

У всех остальных позвоночных животных ее отсутствие приводит к полной глухоте, однако авторы статьи выяснили, что лягушки Гардинера всё-таки обладают слухом. Для этого они проигрывали рядом с лягушками запись их собственного кваканья, которое для человеческого уха звучит как громкий писк. Оказалось, что лягушки отвечают на кваканье и даже прыгают в сторону магнитофона. «Было очень забавно видеть, как эти крохи пытались атаковать источник звука», -- рассказал Рено Бойстель, один из исследователей.

Затем ученые «просветили» лягушек рентгеновским излучением, чтобы реконструировать детали их внутреннего строения и построить компьютерную модель передачи звука. Расчеты показали, что ротовая полость животного ведет себя как резонатор гитары, усиливая звуковые волны. Легкие же и мускулатура (ученые думали, что они также принимают участие в этом процессе) здесь ни при чем.

Звук без труда передается на внутреннее ухо лягушки (единственное, что осталось у нее от слухового аппарата), потому что от ротовой полости его отделяет очень тонкая стенка. Авторы статьи отмечают, что лягушки Гардинера находились в изоляции около 66 миллионов лет, чем и объясняются такие особенности их слуха.