Top.Mail.Ru
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Метеорит из Сахары оказался древнейшим фрагментом Марса

Планетологи установили, что метеорит, найденный в пустыне Сахара и получивший название «Черная красавица», откололся от Марса 4,4 миллиарда лет назад. Это делает его самым древним фрагментом Красной планеты, попавшим в руки ученых.

Результаты исследования, проведенного американскими специалистами из Университета Флориды, опубликованы в свежем выпуске журнала Nature.

В настоящее время ученым известно около 100 марсианских метеоритов – они откололись от Марса в результате астероидных ударов и затем упали на Землю. Возраст большинства марсианских астероидов не превышает 150-600 миллионов лет. Однако авторы статьи определили, что метеорит NWA 7533, известный как «Черная красавица» из-за своего темного цвета, куда древнее остальных объектов такого рода.

Возраст метеорита удалось определить по соотношению изотопов свинца в кристаллах циркона, содержащихся в веществе метеорита. Такие же цирконы имеются и в древнейших образцах коры Земли и Луны. Следовательно, кора на Марсе, Луне и Земле начала отвердевать примерно в одно и то же время – около 4,4 миллиардов лет, спустя всего 100 миллионов лет после начала конденсации пыли в протопланетном диске.

«Марсианская кора возникла очень быстро в результате масштабного вулканического эпизода, затронувшего всю поверхность планеты, после чего вулканическая активность резко пошла на спад», – пояснил Мунир Хумайан, соавтор статьи.

Судя по концентрации иридия, никеля и магния, метеорит NWA 7533 происходит из кратера Гусева, где работал марсоход Spirit. По словам специалистов, «Черная красавица» является первым известным образцом реголита из высоких широт Южного полушария Марса.

Ранее самым древним марсианским метеоритом считался NWA 7034, также найденный в Северной Африке. Его возраст оценивался в 2 миллиарда лет. Поскольку NWA 7034 очень похож на NWA 7533, то прежние оценки его возраста придется пересмотреть.