Top.Mail.Ru
25 апреля ‘24
Четверг
Навигация

В созвездии Феникса открыта двойная черная дыра

Астрономы обнаружили сдвоенную сверхмассивную черную дыру - она образовалась в процессе слияния двух черных дыр меньшего размера.

Об этом говорится в статье специалистов из Лаборатории реактивного движения агентства NASA, опубликованной в журнале Astrophysical Journal.

Известно, что в центре каждой галактики во Вселенной располагается сверхмассивная черная дыра. Такие объекты могут образовываться двумя способами - либо за счет слияния мелких черных дыр, возникающих из «схлопнувшихся» звезд, либо при столкновении двух галактик, когда их сверхмассивные черные дыры дают начало новой, еще более крупной дыре.

Черная дыра с двумя ядрами, обнаруженная авторами работы, сформировалась на промежуточном этапе второго процесса. Объект, интерпретированный как двойная сверхмассивная черная дыра, был открыт в центре галактики W2332-5056.

Первоначально ученые обратили особое внимание на эту галактику из-за необычайно высокой скорости формирования звезд в некоторых ее областях. Дополнительные наблюдения, выполненные с помощью космического радиотелескопа ATCA, показали, что джет черной дыры (выброс плазмы) имеет зигзагообразную форму. В то же джеты всех «нормальных» черных дыр прямолинейны. Специалисты объяснили данный факт близким соседством двух черных дыр, которые вот-вот готовы слиться, но еще не сделали этого. О двойном характере дыры говорит и нестабильность ее аккреционного диска. В настоящее время специалистам известно лишь несколько объектов такого типа, причем дыра в центре галактики W2332-5056 - самый дальний из них: она удалена от Земли на 3,8 миллиардов световых лет.

Напомним, в прошлом году астрономы открыли рекордно крупную черную дыру, которая по массе в 14-20 миллиардов раз превосходит Солнце.