Top.Mail.Ru
26 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Казахстанский академик решил математическую задачу тысячелетия

Казахстанский математик Мухтарбай Отелбаев посягнул на лавры Григория Перельмана. Ученый считает, что ему удалось решить одну из семи математических задач тысячелетия.

Статья, в которой изложено решение уравнений Навье-Стокса, опубликована Отелбаевым в казахстанском «Математическом журнале».

Уравнения Навье-Стокса входят в число семи так называемых проблем тысячелетия - математических задач, над которыми уже не одно десятилетие безуспешно бьются специалисты. Список таких задач был составлен в 2000 году Математическим институтом Клэя - институт пообещал за решение каждой из проблем тысячелетия вручать премию в один миллион долларов. Одну из семи проблем, гипотезу Пуанкаре, смог решить российский математик Григорий Перельман.

Достижение Перельмана попытался повторить казахстанский академик Мухтарбай Отелбаев, взявшись за уравнения Навье-Стокса. Они представляют собой систему дифференциальных уравнений, описывающих законы движения вязкой жидкости. Решения отдельных уравнений давно известны, проблема состоит в том, чтобы решить уравнения Навье-Стокса в общем виде, сформулировав соответствующие условия и доказав, что для каждого параметра решение единственно.

Отелбаев утверждает, что ему удалось найти достаточное количество «сильных» решений, удовлетворяющих строгим условиям. Впрочем, на проверку этих решений у специалистов может уйти несколько месяцев. Если уравнения Навье-Стокса будут признаны решенными, то у математиков останется всего пять задач тысячелетия: гипотеза Римана, гипотеза Кука, гипотеза Ходжа, теория Янга-Миллса, а также гипотеза Берча и Свиннертона-Дайера.

Мухтарбай Отелбаев, доктор физико-математических наук, возглавляет Евразийский математический институт Гумилева, также он занимает пост замдиректора филиала МГУ им. М.В. Ломоносова в Казахстане.