Top.Mail.Ru
25 апреля ‘24
Четверг
Навигация

Млечный путь оказался родиной древнейшей звезды во Вселенной

Астрономы открыли в нашей вселенной древнейшую звезду. Судя по ее химическому составу, она сформировалась вскоре после Большого взрыва.

Открытие было сделано учеными из Австралийского национального университета, чья статья опубликована в журнале Nature.

Звезду SMSS J031300.36-670839.3 помог обнаружить автоматический телескоп SkyMapper, расположенный в австралийской обсерватории Сайдинг-Спринг. Светило удалено от нас на 6 000 световых лет и находится в Млечном пути. Изучая спектр излучения звезды, астрономы обнаружили, что в ней практически не содержится железа.

Концентрация железа – это своеобразные «часы», указывающие на возраст звезд. Вскоре после Большого взрыва всё вещество во Вселенной состояло из водорода и гелия с примесью лития. Постепенно в ходе взрывов сверхновых первоначальное вещество перерабатывалось в более тяжелые элементы, включая железо. Соответственно, чем позже возникали звезды, тем больше содержалось в них этого элемента.

Анализ показал, что вновь открытая звезда содержит в миллион раз меньше железа, чем Солнце, и в 60 раз меньше, чем самые древние из известных ученым звезд. «Чтобы получить звезду, как наше Солнце, надо взять водород и гелий и добавить в них огромное количество железа, по массе в 1000 раз превосходящее Землю, -- пояснил Стефан Келлер, соавтор работы. – Но в случае открытой нами звезды для этого было бы достаточно железного астероида размером с Австралию».

Судя по расчетам, возраст SMSS J031300.36-670839.3 составляет около 13,6 миллиардов лет, то есть она родилась спустя 200 миллионов лет после Большого взрыва. Скорее всего, светило образовалаоь из материала, выброшенного при взрыве еще более древней звезды, чья масса в 60 раз превосходила Солнце.

Ранее самыми древними звездами считались два светила возрастом 13,2 миллиарда лет, открытые европейскими и американскими астрономами в 2007 и 2013 года.