Top.Mail.Ru
4 мая ‘24
Суббота
Навигация

Ученые нашли в марсианском метеорите следы бактерий

Ученые разглядели в марсианском метеорите микротуннели, доказывающие, что когда-то породы Красной планеты могли подвергаться воздействию микроорганизмов.

Об этом говорится в статье специалистов NASA из Лаборатории реактивного движения, опубликованной в журнале Astrobiology.

В середине 1990-х годов биогенные структуры были обнаружены в марсианском метеорите Allan Hills 84001, что вызвало дискуссию среди научного сообщества. Спустя почти 20 лет исследователи решили изучить внутреннее строение более крупного 14-килограммового метеорита Yamato 000593, обнаруженного японской антарктической экспедицией в 2000 году.

Yamato 000593 относится к классу нахлитов - так называются марсианские метеориты, похожие на знаменитый метеорит Нахла, упавший в 1911 году в Египте. Как показал анализ, магматические породы, из которых состоит Yamato 000593, застыли около 1,3 млрд лет назад. Примерно 12 млн лет назад астероид выбил их с марсианской поверхности, а 50 тысяч лет назад метеорит приземлился в Антарктике.

Специалисты обнаружили, что Yamato 000593 пронизан извилистыми микротуннелями - похожие структуры образуются в земных базальтах, когда на этих вулканических породах поселяются бактерии. Кроме того, между слоями неорганического вещества ученые нашли микроскопические сферулы, обогащенные углеродом. Их размеры примерно соответствуют размерам бактерий.

Аналогичные сферулы были найдены и в метеорите Нахла. Авторы статьи не исключают, что выявленные ими микроструктуры могут иметь и абиогенное происхождение. В любом случае, они свидетельствуют, что еще несколько сотен миллионов лет назад на Марсе была вода, насыщенная углеродом. Ранее изучение марсианских метеоритов не позволяло ученым делать какие-либо выводы о присутствии воды на Красной планете.