Top.Mail.Ru
16 апреля ‘24
Вторник
Навигация

В созвездии Центравра обнаружен крупнейший желтый гипергигант

Астрономы открыли в созвездии Центравра крупнейшую звезду из класса желтых гипергигантов. Это одна из самых больших звезд во Вселенной.

Описание открытия, сделанного французскими учеными из Обсерватории Лазурного берега, приводится в журнале Astronomy & Astrophysics.

Авторы статьи изучали звезду HR 5171 A. Это светило, удаленное от нас на 12 тысяч световых лет, человек с острым зрением может увидеть невооруженным глазом в центре созвездия Центравра. Ранее HR 5171 A не привлекала особого внимания ученых. Одновременно наблюдая за звездой с помощью нескольких телескопов, исследователи установили, что она отличается колоссальными размерами и относится к классу желтых гипергигантов.

Гипергигантами называются гигантские короткоживущие звезды, которые превосходят по своим размерам звезды всех остальных категорий. Такие объекты очень редки - например, среди 300 миллиардов звезд, расположенных в пределах нашей галактики, имеется всего несколько гипергигантов. К их числу принадлежит и HR 5171. Оказалось, что диаметр звезды в 1300 раз превосходит диаметр Солнца, так что HR 5171 в 1,5 раза больше знаменитого красного сверхгиганта Бетельгейзе.

Несмотря на свои внушительные размеры, желтый гипергигант продолжает расти, при этом охлаждаясь. Это дает возможность астрономам отслеживать его эволюцию в режиме реального времени. С помощью интерферометра чилийского Очень Большого телескопа (VLT) авторы статьи нашли рядом с HR 5171 светило меньшего размера, также относящееся к классу желтых звезд. Звезда-спутник была обозначена аббревиатурой HR 5171 A - она чуть горячее своего партнера и почти соприкасается с ним, так что эта двойная система напоминает скорлупу арахиса.

Судя по перепадам яркости HR 5171, звезда-спутник делает оборот вокруг нее за 1300 земных дней. По словам ученых, HR 5171 входит в десятку самых крупных звезд из тех, что известны специалистам.