Top.Mail.Ru
3 мая ‘24
Пятница
Навигация

Палеонтологи разглядели мозг древнейшего хищника на Земле

Ученые рассмотрели мозг представителя загадочных аномалокарисов, крупных хищников, бороздивших океаны более 500 млн лет назад. Оказалось, что эти существа были ближе к бархатным червям, чем к членистоногим.

Результаты исследования, проведенного китайскими палеонтологами из Юньнаньского университета и их американскими коллегами, опубликованы в свежем выпуске журнала Nature.

Аномалокарисы жили в кембрийском периоде, когда на Земле почти одномоментно появилось множество типов организмов. Отдаленные потомки некоторых из них существуют и в наши дни, а другие представители кембрийской биоты, включая аномалокарисов, полностью вымерли. Тем не менее, ученым необходимо разобраться с их внутренним строением, чтобы лучше понять закономерности эволюции.

Авторы статьи получили возможность заглянуть внутрь аномалокарисов, изучая окаменелости, найденные на территории китайской провинции Юньнань в отложениях нижнего кембрия возрастом около 520 млн лет. Среди находок им попалось три экземпляра прекрасной сохранности, относящихся к ранее неизвестному виду. У них ученым удалось разглядеть нервную систему – на отпечатках она темнее, чем остальные ткани.

Выяснилось, что аномалокарисы, получившие название Lyrarapax unguispinus, обладали довольно примитивным мозгом. От него отходили два выроста в сторону сложных глаз, а спереди располагалось два ганглия, иннервировавших парные щупальца хищника, служившие ему для захвата добычи. Это строение доказывает, что аномалокарисы ближе к онихофорам (бархатным червям), а не к Euarthropoda, с которыми их пытались породнить ранее.

Дело в том, что антенны и хелицеры, передние членистые придатки на голове у Euarthropoda (к ним относятся насекомые, паукообразные, ракообразные и некоторые вымершие членистоногие) управляются дейтоцеребрумом – средним отделом мозга, который лежит за протоцеребрумом, передним отделом, отвечающим за иннервацию глаз. У аномалокарисов же головными придатками «заведуют» особые ганглии перед протоцеребрумом.

Похожее строение наблюдается лишь у онихофор, считающихся родственниками Euarthropoda. На голове у этих червеобразных организмов, живущих в тропиках Южного полушария, имеются два длинных щупика. Они также иннервируются вынесенными вперед ганглиями. «Мы были очень удивлены, когда увидели похожую картину у наших окаменелостей» , -- пояснил Никлас Страусфилд, соавтор статьи.

Длина тела Lyrarapax unguispinus составляла менее 10 сантиметров, однако другие аномалокарисы могли достигать метровой длины. Напомним, недавно в Гренландии были обнаружены щупальца аномалокариса, который относился к фильтраторам, подобно современным китам.