Top.Mail.Ru
18 апреля ‘24
Четверг
Навигация

Люди способны видеть в инфракрасном свете, доказали физиологи

Ученые выяснили, что сенсорные способности человека всё еще остаются недооцененными. Оказалось, что люди способны воспринимать инфракрасное излучение, которое по длине волны превосходит видимый свет.

Об этом говорится в статье американских специалистов из Вашингтонского университета, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

До настоящего времени считалось, что человеческий глаз способен воспринимать свет, длина волны которого составляет 400-720 нанометров. Однако авторы статьи показали, что инфракрасное излучение, лежащее за пределами этого диапазона, также может восприниматься сетчаткой глаза.

На эту мысль ученых натолкнул рассказ коллег по лаборатории, которые при работе с инфракрасным лазером периодически наблюдали слабое зеленое мерцание. В ходе эксперимента исследователи протестировали такие лазеры на двух добровольцах, а затем на изолированных образцах сетчатки мышей.

Выяснилось, что люди действительно могут ощущать инфракрасное излучение как вспышки зеленоватого или красноватого света, причем особенно часто этот феномен наблюдается при длине волны 900 нм. Кроме того, инфракрасные лучи лучше воспринимаются при коротких лазерных импульсах, то есть когда лазер испускает большее число фотонов за меньший промежуток времени.

Исследователи пришли к выводу, что восприятие инфракрасного излучения возможно благодаря тому, что иногда на зрительный пигмент родопсин попадает сразу два длинноволновых фотона. «Если на молекулу пигмента поступает два 1000-нанометровых фотона, то они приносят столько же энергии, сколько 500-нанометровый фотон из видимого диапазона», -- пояснил Владимир Кефалов, соавтор работы.