Top.Mail.Ru
24 апреля ‘24
Среда
Навигация

Астрономы разглядели, как черная дыра опустошает галактику

Ученые обнаружили сверхмассивную черную дыру, которая вымывает из своей галактики газ, необходимый для образования звезд.

Об этом говорится в статье астрономов из США, Великобритании и Чили, опубликованной в журнале Astrophysical Journal.

Большинство галактик во Вселенной относится к двум типам - спиральным, как наш Млечный путь, и эллиптическим. В эллиптических галактиках практически нет газа, и поэтому там не идут процессы звездообразования. Согласно теории, в этом виноваты сверхмассивные черные дыры, которые «вычищают» из эллиптических галактик «сырье» для будущих звезд.

Авторы статьи смогли найти подтверждение этой гипотезе, наблюдая с помощью чилийского Очень Большого Телескопа (VLT) за галактикой J1430+1339, которую из-за ее внешнего вида астрономы прозвали «Чайной чашкой». J1430+1339 удалена от нас на 1,1 миллиард световых лет и в целом не отличается от типичных эллиптических галактик.

Наблюдения показали, что по обеим сторонам галактики располагаются два огромных газовых «пузыря» диаметром 30-40 тысяч световых лет. Также специалисты разглядели в галактике несколько газовых потоков длиной до 2000 световых лет. Судя по их излучению, скорость газа в этих потоках составляет около 1000 километров в секунду.

По словам астрономов, все эти явления связаны с активностью черной дыры, излучение которой разгоняет газ в галактике до высоких скоростей. «Шторм в «Чайной чашке» показывает, что процесс, в ходе которого черные дыры разрушают или вымывают материал для звездообразования, достаточно типичен для галактик», -- пояснил Крис Харрисон, соавтор статьи.