Top.Mail.Ru
24 апреля ‘24
Среда
Навигация

Ученые выяснили, на какие гены действует классическая музыка

Финские ученые впервые идентифицировали гены, которые начинают работать сильнее при прослушивании классической музыки. Выяснилось, что классика активируют работу генов, связанных с выбросом дофамина, гормона удовольствия, и подавляет гены, отвечающие за разрушение нервной ткани.

Об этом говорится в статье специалистов из Хельсинского университета, опубликованной в журнале PeerJ.

Давно известно, что классическая музыка благотворно сказывается на самочувствии и работе нервной системы. Однако молекулярные механизмы, лежащие в основе этого эффекта, оставались неизвестными. Авторы статьи решили исправить это, измерив, какие гены активируются после прослушивания 20-минутного скрипичного концерта № 3 Вольфганга Амадея Моцарта.

Всего в эксперименте приняли участие около 60 человек разного возраста и пола, как профессиональные музыканты, так и обычные люди. До и после прослушивания ученые брали у них анализ крови и затем подсчитывали, как изменялась активность генов. Всего им удалось выявить несколько десятков генов, на которые воздействовала музыка (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения).

Оказалось, что некоторые из активируемых генов отвечают за выделение дофамина в мозгу, другие - за работу синапсов и передачу сигнала в нервных клетках, третьи - за способность к обучению. Интересно, что один из генов, реагирующих на классику, SNCA, расположен в том самом участке 4-ой хромосоме, который, согласно предыдущим исследованиям, связан с наличием или отсутствием музыкального слуха.

Кроме того, авторы работы обнаружили, что музыка Моцарта подавляет активность генов CASP8 и GZMH, регулирующих процессы апоптоза нейронов - запрограммированной гибели нервных клеток. Впрочем, как отмечают специалисты, эффект от прослушивания музыки проявлялся лишь у людей, имеющих музыкальный слух и музыкальное образование.