Top.Mail.Ru
20 апреля ‘24
Суббота
Навигация

Астронавты проследили за поведением муравьев-космонавтов

Ученые подвели итоги эксперимента на Международной космической станции (МКС), в котором участвовали муравьи. Выяснилось, что невесомость ухудшает способность этих насекомых к освоению нового пространства, но не подавляет ее полностью.

Результаты исследования, проведенного по инициативе американских специалистов из Стэндфордского университета, опубликованы в журнале Frontiers in Ecology and Evolution.

Эксперимент, проходивший на МКС в январе 2014 года, был проведен силами астронавтов NASA. Ракета-носитель доставила на станцию вместе с прочими грузами 8 колоний дерновых муравьев (Tetramorium caespitum), каждая из которых насчитывала 80 особей.

На Земле эти 2-4-миллиметровые насекомые строят гнезда в грунте, однако на МКС они обитали в специальных пробирках. В ходе эксперимента астронавты выпускали муравьев на пластиковую арену, часть которой была закрыта. Через какое-то время заслонка снималась, и муравьи получали возможность исследовать уже всё пространство. На всех этапах поведение насекомых записывалось на видеокамеру.

Аналогичные опыты были проведены и на Земле, после чего авторы статьи сравнили результаты. Выяснилось, что в обычных условиях муравьи при попадании на новую территорию изменяют свои маршруты так, чтобы охватить больше неизведанных участков. В результате уже через пять минут на арене не остается угла, где бы не побывали муравьи.

В условиях же невесомости муравьи реже меняли направление движения, так что большие участки арены так и остались неохваченными их активностью. Возможно, муравьев дезориентировал периодический отрыв от субстрата – из-за отсутствия гравитации они периодически зависали над ареной на 3-8 секунд. В каждый момент времени примерно 10% всей колонии парило в воздухе.

Вид Tetramorium caespitum известен своей инвазивностью – он расселился по Северной Америке, попав туда из Евразии. Поэтому поисковые навыки дерновых муравьев могут быть особенно продвинутыми. В дальнейшем авторы работы планируют провести схожие опыты также с малоизученными видами тропических муравьев – правда, на МКС их отправлять пока не будут.