Top.Mail.Ru
24 апреля ‘24
Среда
Навигация

Физики научились использовать лазеры для охлаждения

Ученые придумали, как использовать лазеры не для нагрева, а для охлаждения. Изобретение найдет применение в компьютерной технике и биологических исследованиях.

Об этом говорится в статье американских физиков из Вашингтонского университета, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Как известно, лазеры широко используются для быстрого нагревания различных объектов - например, недавно с их помощью планетологи воспроизвели экстремальные условия, наблюдающиеся в недрах Сатурна и Юпитера. Однако авторы статьи впервые показали, что лазеры вполне пригодны и для мгновенного охлаждения.

В ходе эксперимента ученые использовали обычные лазерные кристаллы, которые имеют свойство отдавать в виде излучения больше энергии, чем ее поступает со входящим лучом. Такой микроскопический кристаллик помещался в воду и затем облучался инфракрасным лазером. Из-за того, что исходящее излучение кристалла было более сильным, чем входящее, окружающая его вода охлаждалась.

Опыты проводились также с физиологическим раствором солей - ученым удалось охладить жидкость до температуры в 36 градусов Фаренгейта (около 2 градусов Цельсия). Ранее добиться охлаждения с помощью лазера удавалось только в условиях вакуума - последний эксперимент такого рода был поставлен в 1995 году.

Впрочем, пока ученые работали только с индивидуальными кристаллами, охлаждая омывающую их воду - весь объем жидкости охладить пока не удалось.

Однако авторы статьи уверены - если технологию доработать, то ее можно будет применять для охлаждения компьютерных чипов, что сделает ненужными стандартные кулеры. Особенно пригодится лазерная заморозка в микробиологических исследованиях, чтобы выборочно замораживать отдельные клетки и затем, например, делать их срезы.