Top.Mail.Ru
24 апреля ‘24
Среда
Навигация

Яичная скорлупа рассказала о гнездах динозавров

Ученые проанализировали строение скорлупы птичьих яиц, чтобы понять, как выглядели гнезда динозавров. Оказалось, что незадолго перед тем, как превратиться в птиц, динозавры начали сооружать гнезда на деревьях.

Об этом говорится в статье канадских палеонтологов из Университета Калгари, опубликованной в журнале PLOS ONE.

В последнее время яйца динозавров всё чаще привлекают внимание ученых как дополнительный источник информации о жизни этих вымерших существ. Например, недавно палеонтологи измерили температуру тела динозавров по изотопному составу скорлупы их яиц. На этот раз ученые сосредоточились на порах, пронизывающих скорлупу яиц динозавров.

Сначала исследователи проанализировали яичную скорлупу 120 видов современных птиц и крокодилов – ближайших родичей динозавров. Они показали, что у тех существ, которые закапывают свои яйца в землю и растительные остатки, как это делают крокодилы и сорные куры, скорлупа отличается повышенной пористостью. У остальных видов, которые помещают яйца в открытые гнезда, в скорлупе мало пор, что защищает их от высыхания.

Руководствуясь этим критерием, ученые проанализировали яйца 29 видов динозавров. Оказалось, что большинство из них, например, яйца травоядных зауропод, отличаются высокой пористостью и, следовательно, были присыпаны сверху. А вот у овирапторозавров и хищного динозавра троодона, которые близки к предкам птиц, яйца были малопористыми – вероятно, они находились в открытых гнездах.

По словам ученых, открытые гнезда были настоящим прорывом. Во-первых, они позволяли овирапторозаврам ухаживать за потомством, тогда как остальные динозавры действовали по принципу «закопал и забыл». Во-вторых, открытые гнезда можно сооружать на скалах и деревьях, где они лучше защищены от хищников и наводнений. Возможно, именно эта особенность биологии предопределила эволюционный успех птиц и близких к ним динозавров.