Top.Mail.Ru
18 апреля ‘24
Четверг
Навигация

На окраине Вселенной найден кислород

Астрофизики открыли кислород в рекордно далекой галактике. Открытие поможет понять, как вело себя вещество вскоре после Большого взрыва.

Об этом говорится в статье японских ученых из Университета Осаки, опубликованной в свежем выпуске журнала Science.

Когда произошел Большой взрыв (13,8 млрд лет назад), Вселенная состояла только из водорода, гелия и лития. Более тяжелые элементы, такие как кислород и углерод, стали появляться позднее в недрах звезд. Чтобы разобраться в деталях этого процесса, авторы работы наблюдали с помощью чилийского телескопа ALMA за очень далекими галактиками, которые существовали сразу после Большого взрыва.

В результате им удалось обнаружить кислород в галактике SXDF-NB1006-2, удаленной от нас на 13,1 млрд световых лет. Он находится в ионизованной форме, потому что как раз в это время происходила реионизация нейтрального космического газа. Доля кислорода в галактике в 10 раз ниже, чем в сегодняшней Вселенной, а следы углерода там и вовсе отсутствуют. Кроме того, в SXDF-NB1006-2 зарегистрировано рекордно мало пыли.

«Низкое содержание кислорода было вполне предсказуемо, потому что Вселенная в то время была очень молодой и имела короткую историю порождения звезд», - пояснил Наоки Йошида, соавтор работы. Поскольку кислород в галактике находится в ионизированном состоянии, это значит, что в ней присутствовало много ярких звезд, в несколько раз более массивных, чем Солнце, которые испускали сильное излучение.

Напомним, самой далекой и древней галактикой во Вселенной из тех, что известны астрономам, считается галактика GN-z11, открытая в марте 2016 года. Она удалена от нас на 13,4 млрд световых лет.