Top.Mail.Ru
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Неповоротливость средневековых рыцарей оказалась мифом

Ученые экспериментально показали, что рыцари могли быть куда проворнее, чем считалось ранее, даже если масса их доспехов составляла почти половину от общей массы тела.

Об этом говорится в статье швейцарских специалистов из Женевского университета, опубликованной в журнале Historical Methods.

Часто можно услышать, что средневековые рыцари были очень неуклюжи в своих латах. Однако ученые уже давно подозревали, что это не совсем так. Например, в 1960-е годы сотрудники NASA использовали принципы устройства боевых доспехов Генриха VIII для создания космических скафандров.

Авторы статьи представили еще одно доказательство, опровергающее миф о неуклюжести рыцарей. Они изготовили точную реплику боевых доспехов XIV века и испытали ее на физически крепком мужчине. Вес доспехов составил 39,8 кг, 46% от массы тела добровольца. Примерно столь же тяжелую экипировку приходится носить современным пожарным.

Доброволец ходил и бегал по беговой дорожке - с помощью специальной маски ученые измеряли, сколько кислорода он потреблял. Кроме того, участник эксперимента выполнял различные движения, предписанные в средневековых сочинениях, посвященных подготовке рыцарей. Все они записывались с помощью 12 камер и были проанализированы в 3D-режиме.

Выяснилось, что подвижность туловища и ног практически не ограничивается латами - они несколько сковывают лишь движения рук. Однако, по словам ученых, это благотворно сказывается на организме, поскольку уменьшает вероятность вывихов и растяжений. При некоторых типах движений доспехи за счет инерции даже увеличивали подвижность тела.

Судя по потреблению кислорода, ношение доспехов заставляет человека тратить на 66% больше энергии, чем обычно. Впрочем, считают авторы статьи, этот показатель может зависеть не только от общей тяжести доспехов, но и от того, как она распределяется по разным его элементам - например, использовавшийся в эксперименте шлем весил 3,9 кг, однако существуют шлемы с массой 3 кг и меньше.

В дальнейшем исследователи планируют протестировать больше типов брони на целой группе добровольцев.