Top.Mail.Ru
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Палеонтологи нашли древнейшие следы двусторонне-симметричных животных

Продолговатые существа начали ползать по морскому дну не позднее 585 миллионов лет назад.

Группа палеонтологов во главе с канадским ученым Эрнесто Пекоитсом из Университета Альберты нашла в докембрии Уругвая следы древнейших билатеральных (двусторонне-симметричных) животных. Статья с описанием находки опубликована в свежем номере журнала Science.

Следовые дорожки были обнаружены в мелководных отложениях эдиакарского (вендского) периода. Эдиакарская эпоха предшествовала так называемому «кембрийскому взрыву», во время которого появились практически все типы современных многоклеточных животных. Возраст отложений исследователи оценили в 585 миллионов лет, изучив гранитные включения при помощи радиоизотопного уран-свинцового метода.

Таким образом, следовые дорожки оказались на 30 миллионов лет старше кимбереллы, самого древнего двусторонне-симметричного существа, известного из вендских отложений, расположенных близ Белого моря (возраст кимбереллы составляет 555 миллионов лет). Палеонтологи пришли к выводу, что следы принадлежали существу с продолговатым телом, длина которого не превышала одного сантиметра, а диаметр – 1-2 миллиметров.

В силу его небольших размеров вероятность найти останки самого этого существа крайне низка, да и сама находка его следов также является большой удачей. Мелководные участки древних морей покрывали бактериальные маты, и многоклеточные, передвигавшиеся по их поверхности, зачастую просто не оставляли следов на столь мягком субстрате.

Существо же, чьи следы были найдены, по-видимому, лишь иногда выбиралось на поверхность, а в основном ползало в поисках органического вещества в верхнем слое придонных осадков, где его следам и удалось сохраниться. Возраст находки соответствует молекулярным данным, согласно которым общие предки билатеральных животных (к ним относятся все настоящие многоклеточные, за исключением кишечнополостных), появились, самое позднее, 580-635 миллионов лет назад.