Top.Mail.Ru
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Ученые усомнились в том, что новый аппарат NASA найдет жизнь на Марсе

Космическая радиация за миллиарды лет разрушила хрупкие органические молекулы в верхних слоях марсианского грунта, поэтому найти следы жизни можно лишь в очень молодых метеоритных кратерах. Однако вместо того, чтобы исследовать их, марсоход Curiosity будет работать в древнем кратере, который был выжжен радиацией.

Российские физики из Санкт-Петербургского государственного политехнического университета опубликовали в журнале Geophysical Research Letters статью, в которой они поставили под вопрос миссию нового марсохода NASA по поиску жизни.

Марсоход Curiosity («Любопытство»), запущенный в ноябре прошлого года, уже преодолел большую часть пути до Марса и совершит посадку на Красную планету уже в августе. В отличие от предыдущих марсоходов, Curiosity сможет брать пробы грунта не только с поверхности, но и из верхнего слоя марсианской породы. Специалисты NASA надеются, что с его помощью ученым удастся обнаружить на Марсе органические молекулы, свидетельствующие о том, что на этой планете когда-то могла существовать жизнь.

Авторы статьи, рассчитав уровень комической радиации, которым подвергаются разные слои марсианского грунта, поставили этот замысел под сомнение. Сложные органические молекулы, состоящие из 10 и более атомов углерода, могли сохраниться на Марсе лишь на глубине около 1,5 метров, до которой добраться практически невозможно. Первые же два сантиметра марсианской породы за миллиарды лет получили дозу радиации в 500 миллионов грей, которая сводит на нет возможность обнаружения там какой-либо органики.

Слой грунта, располагающийся на глубине 5-10 сантиметров от поверхности Марса, согласно расчетам исследователей, успел поглотить в 10 раз меньше излучения – около 50 миллионов грей. Теоретически это означает, что в этом слое могли сохраниться простейшие органические молекулы, такие, как формальдегид и некоторые аминокислоты. Однако, как отмечают авторы статьи, марсоход может бурить грунт на глубину лишь до 5 сантиметров, поэтому, скорее всего, он просто не доберется до этого слоя.

По мнению авторов статьи, единственный шанс найти следы жизни на Марсе у Curiosity есть только в том случае, если он приземлится в молодой кратер возрастом менее 10 миллионов лет. В таких кратерах ближе к поверхности находятся более древние породы, которые еще не успели подвергнуться воздействию комического излучения. Однако специалисты NASA планируют, что марсоход приземлится в кратере Гейла возрастом около 3,6 миллиарда лет, что, как полагают ученые, лишает смысла часть миссии Curiosity, связанную с поиском органических молекул.