Top.Mail.Ru
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Французского неандертальца признали правшой

Неандерталец пользовался в основном правой рукой, о чем свидетельствуют отметины на его зубах.

Американские антропологи из Канзасского университета изучили зубы и конечности молодого неандертальца, скелет которого был найден во Франции еще в 1957 году, и пришли к выводу, что он был правшой. Результаты исследования опубликованы в журнале PLoS ONE.

Остатки 20-летнего неандертальца, получившего имя Регурду, были обнаружены около полувека назад недалеко от входа в знаменитый пещерный комплекс Ласко во Франции. Регурду является одним из самых полных скелетов неандертальцев, которые когда-либо были найдены, поэтому антропологи традиционно уделяют много времени его изучению.

Ранее было выдвинуто предположение, что Регурду пользовался преимущественно правой рукой. Чтобы проверить эту гипотезу, ученые проанализировали ключицы, плечевые, локтевые и лучевые кости неандертальца, а также характер царапин на его передних зубах. Оказалось, что направление износа костей рук совпало с направлением царапин на нижних резцах и клыках древнего человека.

Дело в том, что неандертальцы часто использовали рот как «третью руку», зажимая в нем предметы и куски пищи. Поэтому царапины на передних зубах, направленные в левую сторону, по мнению авторов статьи, свидетельствуют о том, что неандерталец держал предметы преимущественно правой рукой и совершал рывки головой влево.

Помимо Регурду, исследователи рассмотрели останки еще 18 неандертальцев и заключили, что 16 из них также были правшами, что соответствует проценту правшей среди современных людей. Способность пользоваться преимущественно левой или правой рукой уникальна для человека и связана со специализацией полушарий мозга. По-видимому, эта специализация была свойственна уже неандертальцам, так что, по мнению ученых, это является еще одним аргументом в пользу того, что им были присущи также и речевые навыки.