Top.Mail.Ru
25 апреля ‘24
Четверг
Навигация

Британские ученые показали богомолам-очкарикам кино

Британские ученые впервые протестировали зрение насекомых с помощью 3D-кино. Для этого на них пришлось надеть стереоочки.

Описание эксперимента, проведенного биологами из Ньюкаслского университета, опубликовано в журнале Scientific Reports.

Как известно, богомолы отличаются необычайной ловкостью при ловле движущейся добычи, например, пролетающих мух. Поэтому ученых давно интересовало, как устроено их зрительное восприятие. Еще в 1980-е было установлено, что богомолы, подобно приматам и птицам, обладают стереоскопическим зрением, то есть способностью сравнивать изображения, поступающие на правый и левый глаз, и на их основе строить трехмерную картинку.

В более ранних экспериментах использовались стеклянные призмы, что значительно затрудняло работу. Поэтому авторы статьи решили разработать новую методику. Они создали для богомолов специальную версию анаглифных очков - такие очки, сделанные из красного и голубого светофильтров, часто используются при создании стереоэффектов.

Так как богомолы плохо воспринимают красный цвет, ученые заменили красный светофильтр зеленым. Светофильтры наклеивались на глаза богомолов при помощи воска - перед этим их помещали в холодильник, чтобы на время обездвижить. В качестве модельного объекта использовались самки африканского богомола Sphodromantis lineola.

Надев на богомолов очки, ученые показывали им специальное кино в виде движущейся темной точки на ярком фоне. Когда кино было выполнено в стереорежиме, богомолы активно пытались схватить точку, поскольку она напоминала им муху. Если же кино было без стереоэффекта, то точка оставляла богомолов равнодушным. Авторы работы надеются, что аналогичная методика может быть использована и при работе с другими беспозвоночными.