Top.Mail.Ru
16 апреля ‘24
Вторник
Навигация

Динозавры были мягкими и пушистыми

Палеонтологи выяснили, что некоторые динозавры обладали контурными перьями необычного строения, благодаря которыми они выглядели как пушистые котята. Правда, в отличие от оперения современных птиц, эти перья хуже сохраняли тепло и легче намокали.

К такому выводу пришли британские исследователи из Бристольского университета, чья статья опубликована в журнале Paleontology.

Двуногие динозавры - это непосредственные предки птиц, и, как выяснилось в последние годы, многие из них обладали густым перьевым покровом. Например, в Китае был обнаружен родич тираннозавра, покрытый 20-сантиметровыми перьями, а в Канаде – динозавр-орнитомимус, чья перья достигали в длину 5 см.

Как правило, перья на туловище динозавров представляли собой тонкие нити (филаменты), наподобие пуха цыплят. Однако авторы статьи идентифицировали у динозавров ранее неизвестный тип контурных перьев. В этом им помогли новые экземпляры пернатого динозавра Anchiornis, обнаруженные в верхней юре Китая (возраст - около 160 млн лет).

Когда Anchiornis погиб и упал в воду, где затем превратился в окаменелость, некоторые его перья оторвались и легли рядом с телом, что позволило изучить их отдельно. Оказалось, что они состояли из короткого стержня, от которого в две стороны отходили длинные пучки нитей длиной 1-2 см. Из-за таких раздвоенных перьев, торчащих в разные стороны, Anchiornis выглядел очень пушистым.

Кроме того, на конечностях динозавра располагались перья более традиционного устройства, с длинным стержнем и опахалом. Однако лопасти таких перьев не были ассиметричны и сцеплены друг с другом, как это бывает у маховых перьев современных птиц. То есть Anchiornis явно не умел летать и использовал перьевой покров для термоизоляции.