Top.Mail.Ru
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Шмели ищут цветы с помощью тепловизора

Энтомологи открыли у шмелей и пчел ранее неизвестный способ поиска цветов. Оказалось, что они могут идентифицировать цветы по перепаду температур между лепестками и сердцевиной.

К такому выводу пришли британские ученые из Бристольского университета, чья статья опубликована в журнале eLife.

Для нас цветы в первую очередь – это разноцветные объекты с приятным запахом. Однако совершенно необязательно, что насекомые воспринимают их так же, как и мы. В последнее время появляется всё больше свидетельств, доказывающих, что опылители при поиске цветов часто ориентируются на более тонкие признаки.

Например, недавно было показано, что цветы становятся привлекательными для пчел благодаря наноструктурам на поверхности лепестков, которые создают вокруг них особое голубое сияние, незаметное для человеческих глаз. На этот раз исследователи выяснили, что не менее важным для насекомых параметром является температура цветка.

В ходе работы ученые сделали термографию 118 видов цветковых растений. Оказалось, что цветы 55% из них демонстрируют резкий перепад температур. Как правило, их сердцевина в среднем на 4-5 градусов теплее, чем периферия. Этого вполне достаточно для пчел и шмелей, которые умеют улавливать температурные различия равные 2 градусам Цельсия.

Затем авторы статьи провели эксперимент с искусственными цветами – одни из них содержали сахарный сироп, а другие – нет. Единственным отличием между этими цветами было наличие перепада температуры. Оказалось, что шмели отлично умеют находить вознаграждение чисто термографическим способом.

«Изменения климата могут привести к неожиданным последствиям для цветов и насекомых, нарушая скрытый температурный рисунок», -- рассказал Хизер Витрер, соавтор статьи.