Top.Mail.Ru
24 апреля ‘24
Среда
Навигация

Местом зимовки дрожжей оказались осы

До того, как дрожжи начал культивировать человек, этим невольно занимались общественные насекомые.

Итальянские биологи доказали, что дикие штаммы пекарских дрожжей зимуют в кишечниках общественных ос. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Человек начал использовать пекарские дрожжи, одноклеточные грибы вида Saccharomyces cerevisiae, около 9 тысяч лет назад, однако сезонный цикл и способы распространения этих микроорганизмов в дикой природе до настоящего дня оставались плохо изученным. Дело в том, что на незрелых ягодах винограда, который служит местом развития дрожжей, этих грибков практически нет, а вот в период созревания они встречаются уже в 25% случаев.

Откуда появляются дрожжи на фруктах, оставалось загадкой, так как по воздуху они распространяться не могут, а в желудках птиц эти грибки способны выживать не более 12 часов. Поэтому ученые предположили, что переносчиками дрожжей являются общественные насекомые, такие, как пчелы и осы. Чтобы проверить эту гипотезу, авторы статьи проанализировали содержимое кишечников ос вида Vespa crabro и рода Polistes, а также медоносной пчелы из различных биотопов Италии.

Выяснилось, что в медоносной пчеле дрожжей вида Saccharomyces cerevisiae нет, а вот в кишечниках изученных ос представлены все штаммы этих дрожжей, характерные для данного региона. В среднем они составляют 4% от дрожжей других видов, присутствующих в пищеварительном тракте этих насекомых. Кроме того, оказалось, что различные штаммы дрожжей свободно мигрируют и не привязаны к отдельным популяциям ос.

Осы питаются виноградом в период его созревания, одновременно заражая ягоды дрожжами и перенося их с места на место. Ученые также выяснили, что дрожжи содержаться и в кишечниках зимующих ос, что помогает этим микроорганизмам переносить неблагоприятные условия. «Осы поддерживают потенциально бесконечную цепь передачи микроорганизмов, доставляя их к винограду в период его созревания», -- пояснил Дуччо Кавальери, один из авторов исследования.