Top.Mail.Ru
18 апреля ‘24
Четверг
Навигация

Изменения климата ускорили эволюцию человека

Необходимость приспосабливаться к быстро меняющемуся климату способствовала ускоренному развитию мозга обитателей Олдувайского ущелья, поскольку связанная с климатическими вариациями смена ландшафтов заставляла их постоянно переключаться на новые источники пищи.

Результаты исследования, проведенного американскими учеными из Университета штата Пенсильвания, опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Считается, что климат Африки, из которой происходят предки современного человека, менялся постепенно, становясь всё более засушливым. Однако авторы работы попытались доказать, что он был подвержен гораздо более резким переменам. Для этого ученые проанализировали растительный воск в озерных отложениях Олдувайского ущелья.

В этом ущелье, расположенном на севере Танзании, около 2 миллионов лет назад обитали древние представители рода Homo. Как выяснили ученые, они сталкивались с периодическими изменениями ландшафта, когда степи вытесняли леса и наоборот, леса приходили на место степей. Смена растительности занимала всего несколько тысяч лет.

Об этом свидетельствует соотношение изотопов углерода в растительных восках, проанализированных исследователями. «В течение 200 тысяч лет в раннем плейстоцене леса сменяли степи 5 или 6 раз», -- рассказал Клэйтон Мегилл, один из авторов работы. В среднем к новым условиям людям приходилось адаптироваться всего за 10-100 поколений.

По мнению антропологов, быстрые изменения окружающей среды могли подтолкнуть наших предков к использованию орудий труда и более интенсивному взаимодействию с соплеменниками. Исследователи связывают эти изменения с колебаниями поверхностной температуры океана, которые, в свою очередь, объясняются небольшими вариациями во вращении Земли.