Top.Mail.Ru
16 апреля ‘24
Вторник
Навигация

Подо льдом Гренландии обнаружен двойник американского Гранд-Каньона

Специалисты NASA разглядели на спутниковых снимках Гренландии, что под ее льдами скрывается один из крупнейших в мире каньонов. Так же, как и Гранд-Каньон, он образовался под действием вод крупной реки.

Об открытии, сделанном британскими учеными из Бристольского университета и их коллегами из космического агентства NASA, сообщается в журнале Science.

Каньон был обнаружен случайно, когда исследователи изучали влияние глобального потепления на ледниковую шапку Гренландии. Рассматривая радарные снимки острова, сделанные из космоса, ученые заметили – от самого центра Гренландии до фьорда рядом с ледником Петерманна на ее северном побережье тянется огромное ущелье, скрытое льдами.

Дальнейшие измерения показали – длина каньона составляет по меньшей мере 750 километров, а глубина в некоторых местах достигает 800 метров. Это значит, что гренландский двойник знаменитого Гранд-Каньона лидирует по протяженности и немного уступает ему по глубине (длина Гранд-Каньона – около 450 километров, максимальная глубина – 1800 метров).

По оценкам специалистов, каньон сформировался около 4 миллионов лет назад. Тогда Гренландия не была покрыта льдами, и по дну ущелья текла крупная река, как сейчас по дну Гранд-Каньона течет река Колорадо. В последний раз гренландский каньон частично показывался из-подо льда около 100 тысяч лет назад, во время межледникового периода.

В настоящее время каньон, скрытый под трехкилометровой толщей льда, продолжает играть важную роль в жизни острова – по нему в океан стекает вода, образующаяся при таянии ледников. «Считалось, что рельеф Земли полностью изучен и нанесен на карту, но наше открытие доказывает, что это не так», -- подчеркнул Джонатан Бамбер, один из авторов статьи.