Top.Mail.Ru
23 апреля ‘24
Вторник
Навигация

Планетологи разгадали тайну обратной стороны Луны

Ученые смогли объяснить, почему обратная сторона Луны по своему рельефу значительно отличается от видимой. По их мнению, это различие связано с действием древней раскаленной Земли, которая неравномерно нагревала Луну.

Результаты исследования, проведенного американскими планетологами из Университета штата Пенсильвания, опубликованы в журнале Astrophysical Journal Letters.

Впервые обратную сторону Луны сфотографировал советский аппарат «Луна-3» в 1959 году. Изучая снимки, специалисты обнаружили, что на этой стороне практически нет лунных морей - огромных темных впадин, характерных для стороны Луны, обращенной к Земле. Вместо них на обратной стороне спутника нашей планеты располагается множество горных массивов.

До настоящего времени ученым не удавалось убедительно объяснить, почему видимая и невидимая стороны Луны так различаются. Авторы статьи решили исправить это упущение и создали математическую модель, показывающую, что происходило на Луне вскоре после того, как она образовалась из сгустка раскаленной материи, выброшенной после столкновения Земли и планеты Тейя около 4,5 млрд лет назад.

Расчеты показали, что первоначально Луна располагалась на 10-20 раз ближе к Земле, чем сейчас. Из-за своих небольших размеров Луна охлаждалась гораздо быстрее Земли, которая к тому моменту была нагрета до 2500 градусов. Из-за теплового излучения нашей планеты сторона Луны, обращенная к ней, остывала не так быстро, как обратная стороны спутника.

По словам исследователей, из-за перепада температур на обратную сторону Луны «перекочевала» значительная часть алюминия и кальция, содержавшаяся в лунном веществе. Там эти элементы вступали в реакцию с силикатами и образовывали плагиоклазы, минералы, входящие в состав лунной коры. В результате кора на обратной стороне Луны нарастала быстрее и стала толще.

Именно из-за повышенной толщины коры, как отмечают специалисты, на невидимой стороне Луны и наблюдается так мало низменностей и так много гор.