Top.Mail.Ru
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Троица черных дыр поможет проверить теорию Эйнштейна

Астрономы открыли систему из трех сверхмассивных черных дыр. Наблюдения за ней позволят еще раз проверить общую теорию относительности Эйнштейна.

Об этом говорится в статье астрономов из Великобритании и ЮАР, опубликованной в свежем выпуске журнала Nature.

Открытие было сделано, когда ученые наблюдали за шестью системами черных дыр с помощью сети радиотелескопов, разбросанной по разным континентам. Благодаря большому расстоянию, разделяющему их, удается получить особо точной сигнал. Сначала астрономы полагали, что каждая из шести систем образована парой сверхмассивных черных дыр, однако затем выяснилось - в одной из них сосредоточены сразу три подобных объекта.

Тройная система J1502+1115 удалена от нас на расстояние в четыре миллиарда световых лет. Две черные дыры, входящие в ее состав, вращаются друг вокруг друга, а третья дыра имеет с ними общий центр масс. Ученые надеются, что эта троица испускает сильные гравитационные волны, которые представляют собой движущееся со скоростью света возмущение пространства и времени.

Существование гравитационных волн было предсказано в рамках общей теории относительности Эйнштейна, однако обычно они крайне слабы, так что до настоящего времени ученым не удавалось зарегистрировать этот феномен. По словам авторов статьи, поймать гравитационные волны, исходящие от J1502+1115, сможет гигантский радиотелескоп Square Kilometre Array. Его планируется построить в ЮАР или Австралии.

Черные дыры уже не раз давали специалистам надежду проверить теорию Эйнштейна. Напомним, недавно американские астрономы обнаружили звезду, вращающуюся вокруг сверхмассивной черной дыры Sgr A в центре нашей галактики. В 2018 году этот объект, совершив еще один оборот, должна сблизиться с Sgr A на минимальную дистанцию. Траектория звезды даст возможность проследить за искривлением пространства и времени, которое, согласно Эйнштейну, должно наблюдаться вокруг черной дыры.