Top.Mail.Ru
18 апреля ‘24
Четверг
Навигация

Карликовая галактика приютила сверхмассивную черную дыру

Астрономы обнаружили рекордно маленькую галактику, которая, несмотря на свои скромные размеры, обладает сверхмассивной черной дырой. Открытие доказывает, что черные дыры могут встречаться во Вселенной чаще, чем считалось ранее.

Об этом говорится в статье американских ученых из Университета штата Юта, опубликованной в свежем выпуске журнала Nature.

Считается, что сверхмассивные черные дыры могут существовать лишь в центре достаточного крупных галактик. Например, такая дыра имеется в Млечном пути - ее масса в 4 миллиона раз превосходит массу Солнца, однако составляет всего 0,01% от массы всей нашей галактики. Тем не менее, авторам статьи посчастливилось открыть сверхмассивную черную дыру, которая разместилась в непропорционально маленьком звездном скоплении.

Наблюдения проводились с помощью телескопов астрономии Джемини, расположенной на Гавайях. Астрономы засекли в карликовой галактике M60-UCD1, удаленной от нас на расстояние в 54 миллиона световых лет, черную дыру, по массе превосходящую Солнце в 21 миллион раз. На этот объект приходится 15% всей галактической массы.

По словам ученых, под действием сверхмассивной черной дыры в центральных регионах M60-UCD1 звезды носятся со скоростью 370 тысяч километров в час - гораздо быстрее, чем обычно. Фактически, черная дыра ведет себя в M60-UCD1 как слон в посудной лавке. Исследователи полагают, что такая ситуация создалась, когда мимо M60-UCD1 прошла другая галактика, M60, которая сейчас удалена от нее на 22 тысячи световых лет.

Проходя мимо, M60 забрала у M60-UCD1 большую часть вещества, эквивалентную одной пятой Млечного пути, но оставила ей сверхмассивную черную дыру. Открытие доказывает, что обладательницами подобных объектов могут быть и другие сверхкомпактные галактики, чей диаметр составляет всего несколько сотен световых лет (для сравнения, протяженность Млечного пути оценивается в 100 тысяч световых лет).