Top.Mail.Ru
23 апреля ‘24
Вторник
Навигация

Палеонтологи нашли клетки крови в костях динозавров

Ученые выяснили, что практически все кости динозавров содержат окаменевшие клетки крови. Их изучение поможет выяснить, были ли динозавры теплокровными.

Об этом говорится в статье британских палеонтологов из Имперского колледжа Лондона, опубликованной в журнале Nature Communications.

В последние годы специалисты всё чаще находят окаменелости с сохранившимися клеточными структурами или даже отдельными органическими молекулами. Например, недавно палеонтологи разглядели меланосомы в покровах ихтиозавра и гемоглобин в брюшке окаменевшего комара. Считалось, что такие открытия стали возможными лишь за счет уникальной сохранности экземпляров.

Однако авторы статьи показали, что отдельные клетки и белки можно изучить даже на самом обычном ископаемом материале. Для этого они проанализировали 8 останков динозавров мелового периода возрастом 75 миллионов лет. Они пролежали более столетия в музейных коллекциях, не привлекая особого внимания палеонтологов, поскольку даже видовую принадлежность этих костей установить было нельзя.

На 6 из 8 экземпляров ученые разглядели различные микроструктуры. Так, овальные образования, выделенные ими из когтя хищного двуногого динозавра, оказались эритроцитами. Результаты их масс-спектрометрии показали, что по химическому составу эритроциты динозавра практически неотличимы от крови эму.

Правда, по размерам окаменевшие эритроциты динозавра значительно уступают современным птицам - их длина составляет около 2 микрометров, тогда как длина эритроцитов эму равна 9 микрометрам. Возможно, клетки крови динозавра «сжались» при переходе в ископаемое состояние.

В других образцах ученые выявили окаменевшие белковые волокна, структура которых, судя по длине складок, идентична коллагену. В их спектре были идентифицированы пики, соответствующие отдельным аминокислотам, характерным для этого белка.

Ученые надеются, что результаты работы подтолкнут их коллег к поискам клеток крови и коллагена в других останках динозавров. Это позволит сравнивать различные виды, исходя из состава коллагена, а различия в форме и размерах эритроцитов в разных группах динозавров могут пролить свет на то, в какой мере они были теплокровными.