Top.Mail.Ru
18 апреля ‘24
Четверг
Навигация

Первая экзопланета была открыта еще 100 лет назад

Ученые нашли в астрономических архивах фотопластинку 1917 года, которая указывает на существование планеты за пределами Солнечной системы. Впрочем, тогда астрономы не поняли смысл своего открытия.

Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале New Astronomy Reviews.

Считается, что первая экзопланета была обнаружена вокруг звезды, похожей на Солнце, только в 1995 году. Но, как выяснилось, свидетельства существования экзопланет попадали в руки ученых задолго до этого времени - просто на них не обращали внимание.

Открытие было сделано случайно, при работе с архивом Научного института Карнеги в США. Готовя обзорную статью, посвященную белым карликам, ее автор, британский астроном Джей Фарайхи, запросил у работников архива спектр звезды ван Маанена, тусклого белого карлика, удаленного на 14 световых лет от Солнца.

Разглядывая присланный ему спектр, записанный на фотопластинке еще в 1917 году, Фарайхи заметил, что на нем есть линии поглощения, соответствующие кальцию и другим тяжелым элементам. В норме в спектре белых карликов присутствует только водород и гелий, а наличие кальция указывает, что рядом со звездой имеется еще обширный диск из пыли, обломков и другого космического мусора.

Судя по отметкам на обратной стороне фотопластинки, в 1917 году ученые просто проигнорировали этот феномен и записали, что спектр звезды ван Маанена аналогичен спектру Солнца - в нем действительно могут присутствовать линии поглощения, соответствующие тяжелым элементам, но ведь в данном случае они имели дело с белым карликом!

Впрочем, пока рядом со звездой ван Маанена не были обнаружены планеты, но Фарайхи считает, что это лишь вопрос времени. «Механизм, который создает кольца протопланетного мусора, требует гравитационного воздействия со стороны полностью сформированных планет. Процесс был не наблюдался, если бы там нет было планет», -- пояснил ученый.

Получается, что столетие со дня открытия первой планеты можно праздновать уже в 2017 году, а не в 2095-м, отмечается на сайте журнала.