Top.Mail.Ru
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Антропологи обвинили бельгийских неандертальцев в каннибализме

Ученые заявили о каннибализме, процветавшем среди неандертальцев на севере Европы. Неандертальцы не только лакомились мясом своих собратьев, но и использовали их кости для обтесывания каменных орудий.

Об этом говорится в статье антропологов из Франции, США и Германии, опубликованной в журнале Scientific Reports.

Об отношении неандертальцев к смерти давно идут споры. Одни находки, сделанные в Испании и Франции, говорят о том, что неандертальцы хоронили своих мертвецов. В то же время в нескольких французских пещерах были обнаружены свидетельства, доказывающие, что они попросту съедали умерших сородичей.

Однако как обстояло дело с этим среди североевропейских неандертальцев до сих пор оставалось неизвестным. Авторы статьи восполнили данный пробел, изучая неандертальские кости, найденные в бельгийской пещере Труазьем. Она стоит на первом месте среди всех археологических памятников северной Европы по числу найденных там останков неандертальцев - всего в руки ученых попали кости как минимум 4 взрослых и одного ребенка.

Оказалось, что примерно треть костей несет на себе насечки, свидетельствующие о соскабливании с них мяса. Многие из них также были разломаны для извлечения костного мозга. Интересно, что аналогичные следы можно разглядеть и на костях лошадей и оленей, найденных в той же пещере. Следовательно, неандертальцы разделывали своих сородичей точно так же, как и животных. Ученые не могут сказать, преследовал ли каннибализм ритуальные цели или же он был обусловлен нехваткой пищевых ресурсов.

Кроме того, пять костей использовались для шлифовки режущих поверхностей каменных орудий. Судя по всему, перед этим кости пролежали в пещере не очень долго. Следовательно, неандертальцы могли знать, что они пользуются костями своих сородичей, но это их не смутило. Жили каннибалы примерно 40-45 тысяч лет назад.